Сюжеты

ПЕДАГОГИ ОН-ЛАЙН ГОД СПУСТЯ

Этот материал вышел в № 25 от 09 Апреля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В мае прошлого года рубрика «Образование будущего» рассказывала о Федерации Интернет Образования и проекте нефтяной компании ЮКОС «Поколение.ru», реализацию которого ведет федерация. Напомним: суть проекта — организация обучения школьных...


       
       В мае прошлого года рубрика «Образование будущего» рассказывала о Федерации Интернет Образования и проекте нефтяной компании ЮКОС «Поколение.ru», реализацию которого ведет федерация. Напомним: суть проекта — организация обучения школьных учителей использованию интернет-технологий в повседневной работе. Проект «Поколение.ru», начатый весной прошлого года по инициативе главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского, предусматривает, что в 2000–2005 годах на территории России будут открыты 50 региональных центров интернет-образования, в которых пройдут бесплатное обучение не менее четверти миллиона школьных учителей.
       В апреле Федерация Интернет Образования отмечает год со дня основания. Наш собеседник — вице-президент ЮКОСа, ответственный секретарь ФИО Сергей МОНАХОВ
       
       — Сергей Владимирович, первый вопрос может показаться чересчур традиционным, но все же: что сделано федерацией за первый год работы?
       — Прежде всего о хронологии. 14 марта 2000 года прошла презентация проекта ЮКОСа «Поколение.ru.» В ней приняли участие вице-премьер нашего правительства Валентина Матвиенко, министр образования Владимир Филиппов и глава ЮКОСа Михаил Ходорковский. Впоследствии они вошли в общественный наблюдательный совет ФИО. Затем 21 марта начал обучаться первый поток слушателей в Московском центре интернет образования, и эту дату мы считаем началом практической реализации проекта «Поколение.ru» и днем рождения нашего московского центра. И наконец, 25 апреля была создана Федерация Интернет Образования. Я считаю, что команда менеджеров ФИО была в основном сформирована в августе–сентябре прошлого года. Именно тогда заработали, что называется, на полную катушку такие личности, именно личности, как Семен Мушер, Юрий Грымов, Анатолий Ермолин. И конечно же, перед нами был пример — Светлана Авдеева, директор Московского центра интернет образования, ставшего головным центром ФИО.
       Теперь отвечаю на ваш вопрос: что сделано? Открыли еще семь региональных центров интернет образования. К московскому центру добавились центры в Санкт-Петербурге, Томске, Воронеже, Красноярске, Новосибирске, Самаре. В феврале этого года открыли центр в столице ЮКОСа — Нефтеюганске. В этом году мы планируем создать еще 12 региональных центров. В наших ближайших планах — Белгород, Иркутск, Ростов-на-Дону, Саранск, Улан-Удэ, Новгород Великий, Барнаул …
       — Сколько учителей вы обучили за этот год?
       — Я бы уточнил — не только учителей, ведь наш проект ориентирован на работников среднего образования в целом. Это и директоры школ, и методисты, и сотрудники управлений образования регионов. У меня данные на 20 марта этого года. Так вот, за 12 месяцев обучение прошли более 3500 учителей из 75 российских регионов. К концу года мы выйдем на результат в 15 тысяч выпускников. Кстати, обучение в нашем московском центре прошли финалисты всероссийских конкурсов «Учитель года» и «Лидер в образовании». Но я бы не стал измерять результаты работы ФИО только числом обученных учителей. Наш московский центр разработал не имеющие аналогов программы обучения — «Тьютор Интернет Образования», «Интернет-технологии для учителя-предметника», «Системный администратор школьной интернет-площадки». На мой взгляд, существует не только проблема отсутствия компьютеров и связи с интернетом в школах, но и проблема отсутствия методик преподавания интернет-технологий. Мы со своей стороны пытаемся что-то сделать в этом направлении.
       — Сергей Владимирович, какие взаимоотношения складываются у федерации с Министерством образования?
       — Хорошие, я бы сказал, партнерские отношения. Владимир Михайлович Филиппов, министр образования России, входит в высший руководящий орган федерации — наблюдательный совет. В первый год нашей работы мы реализовали несколько важных, совместных с министерством проектов. Прежде всего это «всероссийский @вгустовский педсовет». Благодаря участию федерации стало возможным провести традиционные августовские педагогические чтения с применением интернет-технологий и за счет этого включить в обсуждение актуальных проблем образования учителей и родителей со всей страны. Были организованы «горячие линии» руководителей министерства, а также впервые в истории российского среднего образования в Сети был проведен «виртуальный педсовет». Мы принимали участие в научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании», в конкурсе «Учитель года», как я уже говорил, все финалисты конкурса получили возможность пройти обучение в нашем московском центре. Мы также учредили дополнительную номинацию — «За лучший урок с использованием интернет-технологий», победителем стал учитель информатики из Самарской области Андрей Филиппов. Что же касается конкурса «Лидер в образовании», мы вошли в число учредителей. С этого года мы также становимся соучредителями конкурса «Учитель года». Однако мне бы не хотелось, чтобы у вас создалось впечатление полнейшей благостности и беспроблемности. Любое открытие центра, любой проект федерации — это прежде всего серьезная и тяжелая работа нашей команды.
       — Если уж зашла речь о проблемах… Вы согласны с тем, что главное препятствие на пути «интернетизации» школы — недостаточное финансирование?
       — Скажем так, это одна из наиболее существенных проблем. Но и она вполне преодолима, если будет понимание, для чего средней школе, учителю нужен интернет. В любом месте умный, образованный человек может найти поддержку руководства и бизнеса. Не нужно ждать. Нужно брать и требовать. Надо сказать, сейчас уже пришло понимание того, что без информационных технологий в целом, и в частности интернет-технологий, у нашего среднего образования просто нет будущего. Пару лет назад об этом задумывались единицы. А теперь я много езжу по регионам, встречаюсь и с губернаторами, и с руководителями управлений и департаментов образования, и могу сказать, что практически везде есть понимание необходимости того, что мы делаем. Свидетельство этому — многочисленные письма, приходящие в адрес федерации из регионов с просьбами и предложениями открыть центр, интернет-класс, разработать совместный проект, принять на обучение сотрудников. Мы стараемся по максимуму со всеми сотрудничать, но при этом не отклоняться от цели, сформулированной ЮКОСом, — дать интернет-знания учителям, чтобы они могли вырастить новое, информационно продвинутое, если можно так сказать, поколение школьников. А что касается недостатка финансирования — это, конечно, проблема серьезная. И здесь самое важное — консолидация всех заинтересованных в развитии образования сторон: государственной власти, руководства регионов, бизнес-сообщества. Последнее, кстати, должно быть кровно заинтересовано в «интернетизации» среднего образования с точки зрения кадровой политики. Именно это — развитие кадрового потенциала, в особенности в регионах, стало для ЮКОСа одной из причин начала работы над проектом «Поколение.ru»
       — Вернемся к Федерации Интернет Образования. Можете ли вы рассказать об интернет-фестивалях? Информация о них недавно появилась в интернете.
       — Интернет-фестивали — это новая для нас, да и вообще для всей системы образования, форма работы с молодыми учителями. Используя различные интерактивные формы, мы рассказываем молодым педагогам о возможностях интернета, учим их разрабатывать собственные сетевые проекты, а заодно ищем инициативных, думающих и интересующихся людей, с которыми федерация будет работать в регионах. В начале марта мы провели такой фестиваль в Томске, несколько дней назад закончился красноярский фестиваль. Теперь на очереди Воронеж.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera