Сюжеты

ДОНЖУАНСКИЙ СПИСОК ПОПОЛНЯЕТСЯ

Этот материал вышел в № 25 от 09 Апреля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

На премию «Золотая маска» представлен спектакль Мариинского театра. Музыка Моцарта. За пультом — Валерий Гергиев. Режиссер — Йоханнес Шааф В далеком русском захолустье, в деревне Лукино, среди дум об урожае ржи и овса русского помещика А....


На премию «Золотая маска» представлен спектакль Мариинского театра. Музыка Моцарта. За пультом — Валерий Гергиев. Режиссер — Йоханнес Шааф
       

  
       В далеком русском захолустье, в деревне Лукино, среди дум об урожае ржи и овса русского помещика А. Д. Улыбышева неотступно преследовали мысли о Моцарте! Десять лет посвятил он написанию книги об австрийском гении.
       Книга Улыбышева весьма высоко была оценена в свое время, стала настольной как в России, так и в Европе, тем более, что писана по-французски. Оказывается, актуальна она и поныне настолько, что идеи просвещенного помещика смогли стать, по нашим предположениям, основой постановки оперы «Дон Жуан» — этого шедевра из шедевров Вольфганга Амадея Моцарта…
       
       Донной Анной, героиней либретто аббата Лоренцо Да Понте, владеют три чувства: ненависти к Дон Жуану, скорби по убитому им Командору (по версии Моцарта, Да Понте — это отец девушки) и любовь к Дону Оттавио. Улыбышев и «примкнувший к нему» Йоханнес Шааф заподозрили в героине совсем другие побудительные мотивы: тайную страсть к коварному соблазнителю.
       Режиссер Шааф решает завязку оперы так. Дон Жуан вылезает из окна спальни Донны Анны, куда дерзко проник, чтобы соблазнить красавицу. Выбегает Донна Анна, она вне себя и хочет сорвать маску с оскорбителя, но... падает ниц и обнимает колени своего змея-искусителя. Появившийся оскорбленный Командор обнажает шпагу. Дон Жуану неловко драться со стариком, победа не сделает ему чести. После некоторого колебания он выхватывает нож и несколькими ударами в живот жестом вульгарного терминатора убивает несчастного. Вложенный в уста героя речитатив сожаления неуместен: Дон Жуан — явно криминальный тип.
       Далее Дон Жуан действует в том же направлении. По сцене бестолково мечутся беспомощные жертвы (впрочем, превосходно исполняя все арии и ансамбли). Чудовищные преступления Дон Жуана переполняют чашу — и... небеса карают преступника.
       Обольстительно-красивого, чувственного (какими сладостными мелодиями наградил его Моцарт — вспомните «Fin ch'han dal vino»), беззаботного эпикурейца, режиссеру (вслед за русским моцартоведом?) угодно переиначить (а Евгений Никитин в точности это исполняет) в злодея — наглого, грубого и кровожадного. У Моцарта между тем симпатия к Дон Жуану уживалась с сочувствием к его жертвам.
       Еще одно «открытие» Улыбышева (он видел в пресимпатичном пажике Керубино в «Свадьбе Фигаро» тот бутон, из каких расцветают будущие «дон жуаны») воплощено Йоханнесом Шаафом с прямолинейной наивностью: исполняется ария Фигаро, обращенная к Керубино, — «Мальчик резвый» (?!). Моцарт, у которого каждая опера — отдельный мир, «не догадался» перекинуть номер из одной оперы в другую. Ему помогли.
       Печаль, в которую погружена Донна Анна, вдохновила Моцарта на чудной красоты меланхолические темы. У Ирины Джиоевой теплая, несколько матовая окраска тембра, но в кульминациях верхнего регистра голос приобретает ясность и наполнение.
       Грациозно-наивный характер Церлины очерчен самым изящным образом. Ирина Матаева гибко владеет своим хрустальным подвижным сопрано.
       Все три героини оперы — сопрано. В этом «конкурсе» обычно лучшим исполнительницам дают роли Донны Анны и Церлины. Они не богаче музыкально — у Моцарта хватало вдохновения на всех. Но, чтобы примирить противоречие между трагическим и жалко-комическим в роли Донны Эльвиры, надо быть Анной Маньяни. Моцарт наградил Донну Эльвиру партией, не уступающей трагической красоте партии Донны Анны, но быстрые секвенции в переходных регистрах делают ее трудноисполнимой. Тут Наталья Ушакова теряет темп и инициативу в ансамблях.
       Стопроцентным попаданием в образ стала работа Ильдара Абразакова, столь органичного, свободного и артистичного, что обнаружился некий крен в сторону появления версии под названием «Лепорелло и другие».
       Абразаков упивается ролью и партией. Его голос подвижен — все басовые «колоратуры» рельефны и точны. Актерская задача — «раздвоение личности» Лепорелло: преданность хозяину и неприятие его поведения...
       Постоянные приглашения Мариинского театра на гастроли и фестивали заставили Гергиева предпочитать компактные декорации. Художник Ральф Колтай предложил следующее решение: на сцене высится огромная конструкция в виде фигуры, части которой превращаются в условные окна, арки... Фигура символична — из женской она превращается в мужскую, и наоборот. Огромные щиты, формирующие пространство, сделаны из материала, отражающего свет, что дает возможность устроить настоящее светопреставление гибели Дон Жуана в адском пламени: пылающие молниевыми сполохами щиты сходятся, Дон Жуан отчаянным усилием пытается раздвинуть их и... испустив последний вопль, пропадает в дыму.
       Под конец постановщики спектакля неожиданно открещиваются от идей Улыбышева, который ратовал за трагическую развязку. Заключительный секстет отмщенных героев без всяких околичностей принято выбрасывать.
       Гергиев решил не сокращать 18 страниц партитуры, исполненных чудесной красоты: в гармонии совершается перелом, минор заменяется аккордом мажора sforzando (с акцентом), совпадающим с последним «Ах!!!» Дон Жуана. Дирижер показывает переход к заключительному секстету только трепетом пальцев...
       В постановках Мариинки самые восторженные аплодисменты чаще всего достаются Валерию Гергиеву. Его способность создавать превосходный ансамбль, уравновешивать все элементы партитуры и сценического действия помножена на свойство магнетически воздействовать на артистов, музыкантов и публику. «Донжуанский» талант обольщения у этого художника сочетается с постоянством в привязанности к оперному делу. Количество и качество его оперных спектаклей вселяют серьезные надежды на обновление российской оперы в целом.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera