Сюжеты

ДОСТОЕВСКИЙ В КОМЕДИИ МАСОК

Этот материал вышел в № 26 от 12 Апреля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

«Дядюшкин сон» Ф. Достоевского. Камерный драматический театр Воронежа. Режиссер Михаил Бычков В Воронеже Михаил Бычков — местная знаменитость, режиссер, к творческим свершениям которого относятся бережно. «Территория вашей души» — так...


«Дядюшкин сон» Ф. Достоевского. Камерный драматический театр Воронежа. Режиссер Михаил Бычков
       
       В Воронеже Михаил Бычков — местная знаменитость, режиссер, к творческим свершениям которого относятся бережно. «Территория вашей души» — так звучит слоган этого театра, созданного Бычковым в 1993 году, слоган, с трепетом воспринятый местной интеллигенцией. Бывший главный режиссер Воронежского ТЮЗа, ученик М. О. Кнебель, выполняет в городе функции культуртрегера. «Маскарад» Лермонтова или «Береника» Расина, «Сторож» Пинтера или действо по песням Вертинского — в спектаклях Бычкова видны хорошая школа и вкус, неспешность и стремление просвещать.
       В «Дядюшкином сне» Бычков показывает тот вариант камерного зрелища, который он нащупал уже давно. Лет восемь назад в Москву привозили его «Каштанку» — очень человечную и трогательную постановку с похожим пространственным решением. Как и «Каштанка», «Дядюшкин сон» — это спектакль — музыкальная шкатулка, спектакль — сундучок иллюзиониста. Здесь во время действия распахиваются потайные дверцы, из которых, будто фигурки в музыкальной шкатулке, выходят актеры; здесь движения персонажей смотрятся как па в выверенном кукольном танце, а из какого-нибудь неожиданно открывающегося ящичка может появиться говорящая голова. Это компактный, легкий, почти передвижной театр — но при этом не лишенный режиссерской изощренности и драматического напряжения. В той давней «Каштанке» фигурки из музыкальной шкатулки одновременно казались артистами бродячего цирка. В «Дядюшкином сне» они наряжены в костюмы комедии дель арте.
       Параллель повести Достоевского и комедии масок выглядит неожиданной и порою искусственной. Угловатая девица Зина, тоскующая по чахоточному учителю, ходит по сцене в костюме Пьеро, нервно курит и, ссутулившись, читает Шекспира. Ее сверхэнергичная мамаша, как Коломбина, в невероятной геометрической шляпе и экстравагантных платьях, закручивает реальные или воображаемые любовные интриги. Престарелый князь в камзоле и розовом жабо, настоящий комический старик, мучительно пытается разобраться, где сон, а где явь. Выбранный режиссером прием цементирует спектакль, добавляет ему цельности, но он же заставляет актеров играть преувеличенно и резко. Некоторая грубоватость исполнения странно соотносится с малой сценой (где вроде бы подразумевается филигранность актерской работы), иногда выглядит забавно (скажем, когда появляется румяный Афанасий Матвеевич, муж Москалевой, роль которого состоит из одних гэгов), но чаще вызывает досаду. Та же резкость есть и в игре Татьяны Кутихиной (Москалевой), которой жюри «Маски» только что присудило приз за лучшую женскую роль. Вообще в жесткой конструкции воронежского спектакля наиболее органично выглядят артисты, ни на какую номинацию не выдвинутые: скажем, Наталья Шевченко в роли Настасьи Петровны — этакая горбатая плутовка, облаченная художником Юрием Гальпериным в очаровательно уродливое платье, но ни на минуту не утрачивающая веселого и хитрого блеска в глазах.
       Несмотря на то что спектакль Бычкова, что называется, крепко сбит, от него остается ощущение угловатости. Впрочем, в этой-то легкой неправильности и кроется его обаяние. Сквозь каркас формального приема то и дело прорываются искренность и ирония. Скажем, когда в доме Москалевой появляются две восхитительные местечковые клуши в вечерних платьях и огромных меховых шапках, с ленивой презрительной усмешкой наблюдающие за позором семьи. Или когда измученный любовью Мозгляков мечется между состраданием и жаждой мести. И ужимки бедной Зины в результате начинают казаться неврастенией вконец задерганной женщины, которой уже все едино. В такие минуты куклы из музыкальной шкатулки становятся живыми людьми.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera