Сюжеты

АРМЯНСКИЙ КОНЬЯК: БОЖЕСТВЕННЫЙ НАПИТОК ИЛИ «БУРДА В БУТЫЛКЕ»

Этот материал вышел в № 27 от 15 Апреля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Очищающий конфликт в Ереване Конфликты бывают разные: личностные, межличностные, объективные, субъективные и т.д. Наука насчитывает более 20 видов конфликтов. Но есть особый вид конфликтов – конфликты, в основе которых лежат интересы дела,...


Очищающий конфликт в Ереване
       
       Конфликты бывают разные: личностные, межличностные, объективные, субъективные и т.д. Наука насчитывает более 20 видов конфликтов.
       Но есть особый вид конфликтов – конфликты, в основе которых лежат интересы дела, в апогее которых высвечиваются истинные лица участников конфликта и разрешение которых несет в себе струю очищения, сметающую на своем пути все негативное. Эти конфликты называют очищающими. Именно такой конфликт, на наш взгляд, разгорается сейчас в Армении. Представим участников: Ереванский коньячный завод (ЕКЗ) и кипро-армянское СП Great Valley.
       
       Время начала конфликта – 1998 год. Именно тогда всемирно известная компания Pernod Ricard за 30 млн долл. приобрела Ереванский коньячный завод и право на торговую марку «Арарат». Надо сказать, что производство коньяка в постсоветской Армении переживало тогда тяжелые времена, его фактически не было. И российские прилавки заполнили напитки, мало напоминающие знакомые нам с советских времен коньяки «Арарат». Французы фактически спасли производство, вложив в него громадные средства.
       В том же году некое армянское ООО «ВВС» было переименовано в Great Ararat Company, а в июне создано СП Great Valley («Великая долина»), 49% акций в уставном фонде которого принадлежало той же ВВС, а 51% — некоей кипрской фирме Domeravo Traiding. Сейчас президентом Great Valley является бывший армянский боксер Тигран Арзаканцян, хотя до сих пор продолжаются судебные тяжбы между ним и первым учредителем ВВС С. Горояном, в которых бывшие партнеры обвиняют друг друга во всех смертных грехах.
       И вот в этом же 1998 году появился новый армянский коньяк – Great Ararat.
       Трудно передать возмущенное изумление французских владельцев ЕКЗ. Они только что приобрели марку «Арарат»…. Но в 1998 году продажи Great Ararat были столь малы, что они их не очень беспокоили.
       В декабре же 1999 года СП Great Valley сделало очень удачный ход, заполучив в качестве дистрибьютора ТД «Русьимпорт», который обладает крупнейшей дилерской сетью в России, и стало достаточно успешно конкурировать с ЕКЗ.
       ЕКЗ, в свою очередь, потребовал от армянских властей отменить регистрацию товарного знака Great Ararat, что и было сделано Армпатентом 30.08.2000 года.
       Но, как оказалось, это решение Армпатента не стало серьезным ударом по Great Valley: убрав с этикетки торговую марку Great Ararat, она стала широко эксплуатировать на этикетке название своей дочерней структуры Great Ararat Company, параллельно раскручивая свой старый логотип – львицу с копьем.
        В конце 2001 года ЕКЗ возбудил судебное дело против Great Ararat Company, добиваясь изменения ее юридического наименования, которое вводит в заблуждение потребителя по поводу производителя коньяка, выразив законное недоумение по поводу бездействия армянских властей. Очевидно, что в ближайшее время справедливость восторжествует и коньяки под маркой Great Ararat Company уйдут в небытие.
       В начале же 2002 года конфликт между ЕКЗ и Great Valley перерос в другую плоскость.
       Как уже сообщалось в российской прессе, в феврале президент Ереванского коньячного завода Пьер Лареч (Pierre Laretch) обвинил руководство Great Valley не только в нарушении армянских производственных стандартов, но и в нарушении нравственных основ бизнеса: в частности, в невыплате денег армянским виноградарям – людям, стоящим у истоков производства янтарного «золота» Армении.
       В этих обвинениях отразился разный менталитет топ-менеджеров ЕКЗ и Great Valley. Можно сказать, что здесь столкнулись цивилизованный подход к бизнесу и подход, свойственный, к сожалению, многим коммерческим структурам на просторах СНГ после дикой приватизации, которую трудно назвать цивилизованной.
       Если ЕКЗ вкладывает всю получаемую прибыль в производство, заключает договоры с каждым виноградарем, сразу же оплачивая поставляемый виноград, то у офиса Great Valley на фоне иномарок последних моделей стоят крестьяне, требующие оплату за виноград, сданный еще в 2000 году.
       А в это время Great Valley устраивает пышные, дорогостоящие приемы как в Москве, так и в Ереване.
       В итоге в 2001 году Great Valley закупила всего 5,7 тыс. тонн армянского винограда, в то время как ЕКЗ – 13,5 тыс. тонн.
       Если верить словам президента Great Valley Тиграна Арзаканцяна, что его фирма по объемам продаж не уступает в России ЕКЗ, возникает резонный вопрос: из какого армянского сырья разливается его продукция, чтобы не уступать конкуренту по объемам продаж?
       Другой вопрос, где продукция Great Valley разливается. Достаточно запутанный вопрос.
       Все это время Great Valley проводила достаточно мощную рекламную кампанию в России, используя авторитет старейшего в Армении Ереванского винно-коньячного комбината «Арарат» (помните: «Мы производим продукцию на заводах, стоящих у истоков становления армянского коньякоделия»). Но дело в том, что по разным, в том числе и морально-нравственным причинам этот завод, на котором первоначально разливался коньяк Great Ararat, прекратил свое сотрудничество с Great Valley и достаточно давно уже не разливает ее продукцию. И это почувствовали потребители: качество напитков Great Valley существенно снизилось. Причем это заметно не только в Москве, но и по всей России. Как писала, например, газета «Московский комсомолец «в Томске» 8 ноября 2001 года в статье «Бурда в коньячной бутылке»: «На экспертизу принесли пятнадцатизвездочный коньяк Great Ararat. Благородный напиток, который в соответствии со своими звездами должен был томиться в дубовой бочке пятнадцать лет, фактически не был в ней и двух…», т.е. здесь речь идет не только о снижении качества, а о прямой фальсификации коньяков со стороны Great Valley.
       В это же самое время жесткие требования предъявил к Great Valley и ТД «Русьимпорт». По имеющейся у нас информации, именно резкое снижение качества поставляемой продукции после отказа винно-коньячного завода «Арарат» разливать продукцию Great Valley и неоднозначная деловая репутация стали основными причинами, по которым ТД «Русьимпорт» разорвал отношения с СП Great Valley и прекратил поставки его коньяков в Россию.
       Похоже, что именно нравственная, жесткая, бескомпромиссная позиция в конфликте как Ереванского коньячного завода, так и крупнейшего российского дистрибьютора оградит наши прилавки от «бурды в бутылках», и мы будем пить настоящий армянский коньяк.
       В этом и состоит очищающий характер этого конфликта.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera