Сюжеты

ПОЗИЦИОННЫЕ БОИ НА ВОЛХОНКЕ

Этот материал вышел в № 27 от 15 Апреля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Шиловский музей будет прирастать Пушкинским? «Любит ли слонопотам поросят или нет, и как именно он их любит?» — рассуждал некогда поросенок Пятачок. Любит ли нынешняя власть искусство вообще и музеи в частности, и как она это делает? Ответ...


Шиловский музей будет прирастать Пушкинским?
       

  
       «Любит ли слонопотам поросят или нет, и как именно он их любит?» — рассуждал некогда поросенок Пятачок. Любит ли нынешняя власть искусство вообще и музеи в частности, и как она это делает? Ответ на этот вопрос — события вокруг Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке.
       В Малом Знаменском переулке, рядом с ГМИИ им. Пушкина, сносят еще один старый московский дом. В нем была мемориальная квартира известного графика Н.Н. Купреянова. По последнему архитектурному проекту на месте мемориальной квартиры будет въезд в подземный гараж нового дома.
       
       Начать, правда, придется с другого музейного учреждения — по соседству. С картинной галереи Александра Шилова. Из года в год в начале июня правительственную трассу, что ведет к Боровицким воротам Кремля, пересекает тряпичное сообщение о том, сколько новых шедевров мэтра содержит «обновленная экспозиция» в особняке на Знаменке, 5.
       Творческий метод портретиста — «сделать красиво», то есть моложе и аппетитнее, а иногда и интеллектуальнее, чем в жизни. Тем не менее в конце 2001 года Мосгордума — уже во второй раз! — отказала Шилову в праве именоваться Почетным гражданином Москвы (наравне с Павлом Третьяковым или Галиной Улановой). Не последнюю роль сыграли мнения профессионалов.
       Ученый совет Третьяковской галереи единогласно постановил, что не может поддержать выдвижение Шилова, а действительный член Российской академии художеств Мария Чегодаева заметила, что «находить в даре Шилова «заслугу перед столицей в развитии отечественной культуры» — значит унижать Москву до уровня жалкого заштатного местечка». (Впрочем, самовольно, на уровне завхозов, «начинка» музея оценена почти в 24 миллиона долларов).
       Казалось бы, все ясно. Однако на днях директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова была вынуждена собрать экстренную пресс-конференцию и обратиться к общественности за помощью. Причина — в том самом шиловском музее, расположенном по соседству.
       Открытие созданного профессором Московского университета Иваном Цветаевым Музея изящных искусств было приурочено к столетию Отечественной войны 1812 года. С тех пор объем музейной коллекции увеличился в пятьдесят раз: в нынешнем ГМИИ хранятся 565 тысяч экспонатов. Цветаев мечтал о создании «музейного городка» вокруг главного здания, построенного по проекту архитектора Клейна.
       Но лишь в перестроечном 1988-м Мосгорисполком принял решение № 1473, передающее Пушкинскому музею территорию квартала между улицами Волхонка, Знаменка, Малым Знаменским переулком и улицей Маршала Шапошникова, — «для перспективного развития материально-технической базы». Иными словами, для строительства реставрационных мастерских и хранилищ, музеев графики и живописи импрессионистов. Границы новой территории не раз уточнялись, но все же осенью 1996-го был выдан Государственный акт на право постоянного, бессрочного, безвозмездного пользования участком общей площадью 1,8 гектара.
       Работы по освоению новых территорий продвигаются медленно. Даже дипломатичная Антонова открыто говорит о том, как плохо выполняет Минкульт обязательства по финансированию одного из главных российских музеев. Чтобы не останавливать строительство, ГМИИ направляет сюда средства от продажи входных билетов, каталогов, арендных выставок.
       Но все это — капля в море. Принадлежавшая музею в качестве запасника для 20 тысяч экспонатов церковь Св. Антипия восстановлена на средства ГМИИ, но уже ясно, что ее предстоит освобождать. Бывшее здание музея Маркса и Энгельса на задворках ГМИИ оказалось неправомерно захвачено и сдано в аренду. Пока продолжаются судебные тяжбы вокруг здания, некогда по-музейному оборудованное помещение ветшает и гибнет. Например, бесследно исчезла парадная мраморная лестница...
       Будь команда Ирины Антоновой поухватистее, распорядились бы новой территорией с пользой, не в последнюю очередь для себя. Но в том-то и дело, что есть еще такие энтузиасты, которые вопреки законам бытовой логики стремятся получше устроить быт российской (а в случае с ГМИИ — и мировой) художественной культуры. Потому и строительство продвигается медленно, и денег на него не хватает.
       Территория музея — в двухстах метрах от Кремля. Каждый камень дышит историей. Стоило при начале строительства музейного Детского центра (сейчас он ютится в комнате площадью 28 кв. м) сдвинуть стоявший десятилетиями валун — под ним тут же обнаружился клад. В дни октябрьских событий 1917 года юнкера спрятали здесь оружие, золотые вещи, ридикюль с украшениями и даже документы о вкладе в одном из английских банков. А на территории будущего музейного городка найдены кладка палат Милославских, вещи времен XV столетия... Так что освоение этих территорий невозможно еще и без тщательной археологической подготовки.
       Тем не менее постановлением правительства Москвы № 373-пп принята программа реконструкции кварталов вокруг музея Шилова и его, так сказать, приращения. Ладно бы речь шла о сопредельной музейной территории. Но фирма-инвестор шиловской «реконструкции» под руководством бывшего вице-премьера правительства РФ Олега Лобова уже претендует и на часть территории, планомерно осваиваемой ГМИИ.
       Если бы дело было только в споре соседних музеев, ситуацию можно было бы разрешить. Но в том-то и фокус, что за фасадом и под маркой галереи любимого чиновниками портретиста планируется строительство бизнес-центра в 25 тысяч кв. м. Иначе говоря, огромного доходного дома, не только уродующего одну из заповедных зон столицы, но буквально разрушающего все вокруг. По словам завотделом Древнего мира ГМИИ Владимира Толстикова, здесь многое построено буквально на песке, недеформированных строений нет, и как поведут себя ближайшие постройки при строительстве подземных гаражей, неизвестно. Не говоря уж о том, что художественные достоинства этих двух музеев малосопоставимы.
       С другой стороны, становится понятно и истинное значение самой галереи Шилова, получающего в новом многомиллионном проекте минимум площадей: выставлять-то попросту нечего. Чтобы альянс музея и инвестора выглядел приличнее, при договоре о процентном соотношении их интересов «забыли» посчитать все подземные площади возводимого Лобовым объекта.
       
       P.S. А на днях Дом науки и техники напротив главного входа ГМИИ передан еще одному музею. В соответствующем документе так прямо и говорится: «Назначить народного художника СССР И.С. Глазунова художественным руководителем Московской государственной картинной галереи народного художника СССР Ильи Глазунова бессрочно».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera