Сюжеты

VIP-ИНФИЦИРОВАННЫЕ

Этот материал вышел в № 27 от 16 Апреля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Анализ предвыборных технологий на Сахалине В политической жизни страны роль мэров российских городов до сих пор была незавидной. Не раз их пытались использовать в борьбе с непокорными губернаторами (вспомним многолетнюю тяжбу мэра...


Анализ предвыборных технологий на Сахалине
       

  
       В политической жизни страны роль мэров российских городов до сих пор была незавидной. Не раз их пытались использовать в борьбе с непокорными губернаторами (вспомним многолетнюю тяжбу мэра Владивостока Черепкова с Наздратенко).
       Выборы мэра Южно-Сахалинска можно назвать в этом плане и уникальными, и закономерными. Они обнаружили новую тенденцию в развитии российской системы власти. Опыт Южно-Сахалинска и его нового мэра Федора Сидоренко может распространиться на всю страну
       
       Сахалин — смена вех
       Когда начались эти выборы, никто не ожидал от них чего-то необычного, да и просто интересного. На должность мэра областного центра — Южно-Сахалинска — претендовали действующий мэр Федор Сидоренко и главный федеральный инспектор по Сахалинской области Юрий Никулин. На стороне федерального инспектора была такая «тяжелая артиллерия», как поддержка полпреда Константина Пуликовского, движения «Единство» и его лидера Сергея Шойгу, а также сахалинского губернатора Игоря Фархутдинова. Сам Юрий Никулин уверенно позиционировал себя как «человека Путина» и обещал навести порядок в городе. На его имидж работали две телекомпании и большинство печатных СМИ. Его рейтинг уверенно приближался к рейтингу Федора Сидоренко и грозился так же уверенно его обогнать. Но тут неожиданно произошло судьбоносное — не только для этой выборной кампании, но и, как мы это увидим дальше, для будущего государственного устройства нашей страны.
       
       Человек Путина и Солженицына?
       Неожиданно для оппонентов «человеком Путина» проявил себя Федор Сидоренко. Именно проявил, а не объявил, как это сделал Юрий Никулин. И это был не тонкий пиаровский ход, а четкая политическая, точнее хозяйственно-политическая, позиция. И команда мэра сумела обозначить эту позицию достаточно убедительно не столько словами, сколько реальными делами.
       Вспомним, что проблемами жилищно-коммунального хозяйства (а это главные проблемы любого мэра) после событий в Приморье озаботился и сам президент. Так что движение сверху есть. Встречное движение и обозначил мэр Южно-Сахалинска. По его мнению, основу властной вертикали составляют президент и главы местных администраций, мэры городов. Это величины постоянные, без которых в стране ничего работать не будет — от котельной до армии. А все, что находится между ними — полпреды, федеральные инспекторы, губернаторы, — величины переменные. Сегодня они есть, а завтра упразднены, реформированы, подменены.
       Эта позиция (можно назвать ее идеологией, новой национальной идеей, подтверждающей идеи Солженицына о местном самоуправлении) нашла поддержку у коллег Федора Сидоренко. Союз российских городов, ассоциации сибирских и дальневосточных городов, шахтерских городов России поддержали южносахалинского мэра.
       Засомневался даже решительный Константин Пуликовский: бороться с этой новой силой, как с мятежом, бунтом на корабле, или сделать ее союзником, использовать ее конструктивную силу в интересах государства? Окончательное решение так и не было принято. Посетив Южно-Сахалинск за день до выборов, полпред, с одной стороны, отказался от прямой публичной поддержки на выборах своего подчиненного Юрия Никулина, с другой стороны, в отношении Федора Сидоренко ни критики, ни одобрения не прозвучало. Позиция официального представителя федеральной власти оказалась по-своему мудрой: пусть соперники в честной борьбе покажут, кто сильнее. Но даже такая нейтральная позиция была важна для Федора Ильича — на следующий день у него должен был состояться суд, который под мелким формальным предлогом мог снять действующего мэра с дистанции. И судьи не рискнули взять на себя такую ответственность — подменить волю народа, проявили гражданское мужество и честно выполнили свой профессиональный долг.
       
       Конец старой вертикали власти, начало новой?
       Что касается самой предвыборной борьбы, то команда мэра поддержала ее в духе продекларированной хозяйственно-политической позиции. Пока Юрий Никулин делал громогласные популистские заявления, действующий мэр принципиально отказывался от роли политика и продолжал заниматься городским хозяйством. На телеэкране показывался лишь в самых необходимых случаях, связанных с управлением городом; не смог принять участие даже в популярной политической телепередаче, организованной государственным телеканалом. Ездил по ЖЭУ, разбирался с нерадивыми коммунальными начальниками, организовывал уборку улиц и дворов от снега, решал вопросы обеспечения города теплом и светом.
       
       Бог проверил власть на прочность
       Все точки над этой коллизией — соперничеством разных подходов к управлению городским хозяйством — расставила стихия. 4 марта, за две недели до дня выборов, на город обрушился сильнейший циклон. Ураганный ветер срывал крыши с домов, рвал линии электропередачи. Снег полутораметровым слоем накрыл весь город, делая невозможной работу аварийных служб и всех служб жизнеобеспечения города.
       Та ситуация, которая в Приморье была рукотворной (из-за нерадивости чиновников), на Сахалине была создана природой. И сразу стали очевидны и рекламная публичность Юрия Никулина, и спокойная, уверенная работа Федора Сидоренко. Полная бесполезность (и даже вредность) первой и спасительная польза второй.
       Примером тому могут служить истерический призыв Никулина к горожанам по местному радио в самый разгул стихии, в условиях нулевой видимости выйти на улицы для очистки города от снега и одновременное предложение командованию воинских частей оказать помощь снегоуборочной техникой. Все аварийные, спасательные службы (вплоть до МЧС и армии), которые курировал федеральный инспектор, в этой экстремальной ситуации подчинились указаниям мэра Южно-Сахалинска как более разумным и компетентным.
       И после того как нормальная жизнь была полностью восстановлена, результаты выборов были предопределены: 54% против 29% в пользу Федора Сидоренко.
       
       Хотели, как всегда, получилось лучше
       Но нас больше интересуют последствия этих выборов для всей страны. И здесь, во-первых, следует отметить, что впервые в политической практике последних лет столь сокрушительное поражение потерпел федеральный инспектор — чиновник властной вертикали.
       Во-вторых, сколько раз мы с горечью констатировали: опять политика одержала верх над экономикой. После выборов мэра Южно-Сахалинска мы можем пусть пока еще робко, но надеяться: экономика научилась побеждать политику.
       
       Избирательная урна для мусора
       Практически все политики и средства массовой информации Сахалина сошлись во мнении, что эти выборы были беспрецедентно грязными и скандальными.
       Андрей ЛЕБЕДЕВ, консультант по работе со СМИ (СПб):
       «У команды Юрия Никулина оставалось одно средство вырвать победу — «вброс» бюллетеней на избирательных участках и подмена урн. Тем более что возглавлял территориальную избирательную комиссию бывший подчиненный Юрия Георгиевича.
       Махинации с бюллетенями задумывались масштабные. Были отпечатаны дополнительные бюллетени, изготовлены и спрятаны на избирательных участках дополнительные урны. Когда одна из таких урн была наблюдателями обнаружена, члены избирательной комиссии заявили, что это урна для мусора!
       Для эффективной борьбы с махинациями было резко увеличено число наблюдателей. Были организованы мобильные телевизионная и юридические группы, которые по первому сигналу выезжали на избирательный участок и фиксировали нарушение. Удалось даже поймать за руку одного из подбрасывавших в урну пачку бюллетеней. Со стороны это выглядело как сражение, которое разыгралось между политтехнологами Никулина и общественными организациями города (все они, кроме ЛДПР и «Единства», поддержали действующего мэра). Окончательный итог этого сражения — более чем убедительная победа Сидоренко. Единственный участок, на котором Никулину удалось выиграть с решающим перевесом (58% против 24%), оказалась областная психиатрическая больница. Газеты об этом сразу же написали — лучше бы он там не побеждал».
       Владимир ПАШКОВСКИЙ, политический консультант (СПб):
       «Команда федерального инспектора работала по накатанной схеме. Провела «праймериз» — предварительные выборы, несколько усовершенствованные по сравнению с питерским вариантом 2000 года. Естественно, победу присудила себе. Был ряд подставных кандидатов, которые затем снимались один за другим в пользу «человека из команды президента».
       Самое сложное в технологии раскрутки незасвеченной фигуры, каковой федеральный инспектор предстал на его родном Сахалине, — помочь рейтингу «новорожденного» перевалить за 30 процентов. До такого уровня он растет почти автоматом, особенно с учетом мощной финансовой, административной и политической поддержки, но настоящая работа команды начинается после. В этот раз рейтинг уперся в отметку «29». Дальше — ни шагу. Несмотря на то, что потенциал роста был — беспроигрышная легенда (все-таки «человек Путина») плюс полный контроль над местной ГТРК.
       Однако «соратнику президента» так и не удалось преобразовать потенциальную энергию многообещающего мифа в кинетическую энергию всенародной поддержки. К сожалению ли для Путина? Скорее к счастью».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera