Сюжеты

ОСТОРОЖНО! РЕКЛАМНАЯ ДОЗА!

Этот материал вышел в № 27 от 16 Апреля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Между больным и лекарством должен стоять врач, а не реклама К отряду наших популярных рекламщиков — спортивных дикторш, певиц и актрис — присоединился кинорежиссер Андрон Кончаловский. Он стал пламенным пропагандистом лизивита-С одной из...


Между больным и лекарством должен стоять врач, а не реклама
       

  
       К отряду наших популярных рекламщиков — спортивных дикторш, певиц и актрис — присоединился кинорежиссер Андрон Кончаловский. Он стал пламенным пропагандистом лизивита-С одной из иностранных фирм — лучшего средства от склероза всех времен и народов. При этом называется имя дважды лауреата Нобелевской премии Лайнуса Полинга. И, хотя прямо этого не говорится, но реклама выстраивается так, будто именно за рекламируемый препарат и удостоен был великий ученый высшей мировой научной награды.
       Я спросил заместителя академика-секретаря отделения физико-химической биологии Российской академии наук доктора химических наук Бориса ГОТТИХА:
       
       — Борис Павлович, к месту или всуе упоминается Полинг в данной рекламе?
       — Внешний повод есть. Но если по большому счету — всуе.
       Я слышал ряд выступлений Полинга, даже получил от него автограф, когда в 1984 году он приезжал в Москву на конгресс Федерации европейских биохимических обществ. Выступая на его открытии в Кремлевском дворце съездов, Полинг — а был он уже в довольно преклонном возрасте — на удивление всем бодро взбежал к трибуне, и чуть ли не первыми его словами были: «Смотрите, какой я! Это все благодаря витамину С». То, что он обратил мировое общественное мнение к витамину С, — несомненно. Хотя, честно говоря, в том, что он до старости оставался довольно бодрым человеком, сыграли свою роль и исключительно здоровый образ жизни, и активный умственный труд.
       На склоне лет Полинг действительно занялся витаминами и, в частности, одним из самых известных — витамином С, предложив использовать его в гипердозах. Ученый он гениальный, и мир к нему прислушивался. Естественно, вокруг Полинга группировались не только исследовательские силы, но и фармацевтические фирмы, готовые зарабатывать на его идеях серьезный капитал.
       Рекламу витамину С он дал огромную. Этого отрицать нельзя. Но это ничего не имеет общего с нашими нынешними рекламными штучками. Положим, сообщается, что Полинг создал учение о витаминах. Но впервые отметил роль того, что потом было названо витаминами, русский исследователь Н. Лунин еще в 1880 году. А признанным отцом витаминологии считается польский ученый К. Функ. В 1912 году он и ввел в научный оборот слово «витамин». Полингу тогда было 11 лет.
       — За что Полинг получил свои Нобелевские премии?
       — Вовсе не за работы, посвященные витамину С. Первую, в области химии, в 1954 году, — «за исследование природы химической связи и ее применение для определения структуры соединений». Второй была Нобелевская премия мира 1962 года.
       — Но, может быть, независимо от Нобелевских премий Полинга Андрон Кончаловский делает полезное дело, рекламируя нужные людям витамины?
       — Оценка рекламируемого препарата — вопрос деликатный. Хвалить его взахлеб у меня нет особых оснований, хотя в определенных дозах это заведомо не вредно. Ругать тоже нет оснований, ибо для этого нужны объективные, а не рекламные медицинские показания.
       Но в целом сейчас идет совершенно жуткая медицинская реклама, сбивающая людей с толку. Например, дозы того же лизивита-С, который рекламирует названный вами господин, указываются в рекомендациях к флакончику: от 2 до 12 таблеток в день. Каждая таблетка содержит 500 миллиграммов витамина С. Получается 6 граммов в день — лошадиная доза.
       Полинг в конце 70-х годов предложил гиперконцентрации витамина С для лечения простудных заболеваний и поддержания организма в норме. Однако его гипердозы — это всего 1,5—2 грамма в день. А если потреблять по 6 граммов — это могут выдержать только очень здоровые люди. Но я не берусь тут быть арбитром, ибо не являюсь специалистом по витаминологии. Это всего лишь моя точка зрения.
       В лизивите витамин С сочетается с лизином, что само по себе, во всяком случае, не вредно. Лизин — одна из природных аминокислот, которую потребляет наш организм в составе пищевых продуктов. Но мне хотелось бы обратить внимание вот на какое обстоятельство. Вся эта серия препаратов с витаминами, которая так страстно рекламируется нашей художественной интеллигенцией, идет как пищевые добавки.
       Дело в том, что американская медицинская администрация, аналогичная нашему Фармкомитету, предъявляет очень жесткие требования к лекарствам, выпускаемым в продажу фармацевтическими фирмами. Получить лицензию на лекарство крайне сложно. Если лицензия есть — значит, препарат апробирован по всем параметрам: канцерогенность, токсичность, аллергенность... Между тем к пищевым добавкам при выходе их на потребителя уровень требований — пониженный. Рекламируются же они недобросовестными фирмами и недобросовестными СМИ, которым лишь бы деньги получить, так же, как лекарства. Но эти добавки не прошли такого строгого контроля, как лекарства.
       — Прием любого лекарства, любого витамина, любого сорбента или пищевой добавки строго индивидуален. Между больным и лекарством должен стоять врач, а не реклама.
       — Согласен. Но любой рекламодатель заинтересован выдавать свой товар за панацею и уводить в тень его недостатки. В случае с лекарствами в тень обычно уводятся противопоказания.
       Это же касается не только витаминов Полинга, но и практически всей медицинской рекламы на нашем ТВ, в газетах, журналах. Она, к сожалению, часто опускается до уровня рекламирования всяких «черных» и «белых» магий, «матушек-целительниц», которыми наши СМИ тоже не брезгуют.
       Я не знаю, кто с этим сможет бороться. Ибо за всем этим стоят бешеные, шальные деньги. И где уж тут думать о здоровье нации и каждого конкретного человека! Замминистра здравоохранения, главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко заикнулся было против разливанной, часто просто пошлой рекламы пива на телевидении — и СМИ тут же превратили его в возмутителя спокойствия, посягающего на национальное достоинство нашей исторически пьющей страны. Как же! На такие деньги покусился!
       За медицинской рекламой, конечно, тоже стоят большие деньги. И когда они вступают в свои права, причем тут Нобелевская премия Полинга, здоровье людей, да и просто элементарная совесть рекламодателей и рекламоберущих?
       Я вовсе не против умной, содержательной, полезной рекламы. Но при этом медицинская реклама должна сопровождаться предупреждением Минздрава: использовать любые лекарства и пищевые добавки нельзя без консультации с врачом.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera