Сюжеты

ОСТОРОЖНО! РЕКЛАМНАЯ ДОЗА!

Этот материал вышел в № 27 от 16 Апреля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Между больным и лекарством должен стоять врач, а не реклама К отряду наших популярных рекламщиков — спортивных дикторш, певиц и актрис — присоединился кинорежиссер Андрон Кончаловский. Он стал пламенным пропагандистом лизивита-С одной из...


Между больным и лекарством должен стоять врач, а не реклама
       

  
       К отряду наших популярных рекламщиков — спортивных дикторш, певиц и актрис — присоединился кинорежиссер Андрон Кончаловский. Он стал пламенным пропагандистом лизивита-С одной из иностранных фирм — лучшего средства от склероза всех времен и народов. При этом называется имя дважды лауреата Нобелевской премии Лайнуса Полинга. И, хотя прямо этого не говорится, но реклама выстраивается так, будто именно за рекламируемый препарат и удостоен был великий ученый высшей мировой научной награды.
       Я спросил заместителя академика-секретаря отделения физико-химической биологии Российской академии наук доктора химических наук Бориса ГОТТИХА:
       
       — Борис Павлович, к месту или всуе упоминается Полинг в данной рекламе?
       — Внешний повод есть. Но если по большому счету — всуе.
       Я слышал ряд выступлений Полинга, даже получил от него автограф, когда в 1984 году он приезжал в Москву на конгресс Федерации европейских биохимических обществ. Выступая на его открытии в Кремлевском дворце съездов, Полинг — а был он уже в довольно преклонном возрасте — на удивление всем бодро взбежал к трибуне, и чуть ли не первыми его словами были: «Смотрите, какой я! Это все благодаря витамину С». То, что он обратил мировое общественное мнение к витамину С, — несомненно. Хотя, честно говоря, в том, что он до старости оставался довольно бодрым человеком, сыграли свою роль и исключительно здоровый образ жизни, и активный умственный труд.
       На склоне лет Полинг действительно занялся витаминами и, в частности, одним из самых известных — витамином С, предложив использовать его в гипердозах. Ученый он гениальный, и мир к нему прислушивался. Естественно, вокруг Полинга группировались не только исследовательские силы, но и фармацевтические фирмы, готовые зарабатывать на его идеях серьезный капитал.
       Рекламу витамину С он дал огромную. Этого отрицать нельзя. Но это ничего не имеет общего с нашими нынешними рекламными штучками. Положим, сообщается, что Полинг создал учение о витаминах. Но впервые отметил роль того, что потом было названо витаминами, русский исследователь Н. Лунин еще в 1880 году. А признанным отцом витаминологии считается польский ученый К. Функ. В 1912 году он и ввел в научный оборот слово «витамин». Полингу тогда было 11 лет.
       — За что Полинг получил свои Нобелевские премии?
       — Вовсе не за работы, посвященные витамину С. Первую, в области химии, в 1954 году, — «за исследование природы химической связи и ее применение для определения структуры соединений». Второй была Нобелевская премия мира 1962 года.
       — Но, может быть, независимо от Нобелевских премий Полинга Андрон Кончаловский делает полезное дело, рекламируя нужные людям витамины?
       — Оценка рекламируемого препарата — вопрос деликатный. Хвалить его взахлеб у меня нет особых оснований, хотя в определенных дозах это заведомо не вредно. Ругать тоже нет оснований, ибо для этого нужны объективные, а не рекламные медицинские показания.
       Но в целом сейчас идет совершенно жуткая медицинская реклама, сбивающая людей с толку. Например, дозы того же лизивита-С, который рекламирует названный вами господин, указываются в рекомендациях к флакончику: от 2 до 12 таблеток в день. Каждая таблетка содержит 500 миллиграммов витамина С. Получается 6 граммов в день — лошадиная доза.
       Полинг в конце 70-х годов предложил гиперконцентрации витамина С для лечения простудных заболеваний и поддержания организма в норме. Однако его гипердозы — это всего 1,5—2 грамма в день. А если потреблять по 6 граммов — это могут выдержать только очень здоровые люди. Но я не берусь тут быть арбитром, ибо не являюсь специалистом по витаминологии. Это всего лишь моя точка зрения.
       В лизивите витамин С сочетается с лизином, что само по себе, во всяком случае, не вредно. Лизин — одна из природных аминокислот, которую потребляет наш организм в составе пищевых продуктов. Но мне хотелось бы обратить внимание вот на какое обстоятельство. Вся эта серия препаратов с витаминами, которая так страстно рекламируется нашей художественной интеллигенцией, идет как пищевые добавки.
       Дело в том, что американская медицинская администрация, аналогичная нашему Фармкомитету, предъявляет очень жесткие требования к лекарствам, выпускаемым в продажу фармацевтическими фирмами. Получить лицензию на лекарство крайне сложно. Если лицензия есть — значит, препарат апробирован по всем параметрам: канцерогенность, токсичность, аллергенность... Между тем к пищевым добавкам при выходе их на потребителя уровень требований — пониженный. Рекламируются же они недобросовестными фирмами и недобросовестными СМИ, которым лишь бы деньги получить, так же, как лекарства. Но эти добавки не прошли такого строгого контроля, как лекарства.
       — Прием любого лекарства, любого витамина, любого сорбента или пищевой добавки строго индивидуален. Между больным и лекарством должен стоять врач, а не реклама.
       — Согласен. Но любой рекламодатель заинтересован выдавать свой товар за панацею и уводить в тень его недостатки. В случае с лекарствами в тень обычно уводятся противопоказания.
       Это же касается не только витаминов Полинга, но и практически всей медицинской рекламы на нашем ТВ, в газетах, журналах. Она, к сожалению, часто опускается до уровня рекламирования всяких «черных» и «белых» магий, «матушек-целительниц», которыми наши СМИ тоже не брезгуют.
       Я не знаю, кто с этим сможет бороться. Ибо за всем этим стоят бешеные, шальные деньги. И где уж тут думать о здоровье нации и каждого конкретного человека! Замминистра здравоохранения, главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко заикнулся было против разливанной, часто просто пошлой рекламы пива на телевидении — и СМИ тут же превратили его в возмутителя спокойствия, посягающего на национальное достоинство нашей исторически пьющей страны. Как же! На такие деньги покусился!
       За медицинской рекламой, конечно, тоже стоят большие деньги. И когда они вступают в свои права, причем тут Нобелевская премия Полинга, здоровье людей, да и просто элементарная совесть рекламодателей и рекламоберущих?
       Я вовсе не против умной, содержательной, полезной рекламы. Но при этом медицинская реклама должна сопровождаться предупреждением Минздрава: использовать любые лекарства и пищевые добавки нельзя без консультации с врачом.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera