Сюжеты

КЕНТАВРЫ ИЗ ФРАНЦИИ

Этот материал вышел в № 27 от 16 Апреля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Руководитель конного театра из Обервиля о лошадях, Стравинском и загадочной русской душе Про руководителя французского конного театра «Зингаро» много чего говорят. Что его зовут Карабас. Что он кентавр. Что родился в России в цыганском...


Руководитель конного театра из Обервиля о лошадях, Стравинском и загадочной русской душе
       

 
       Про руководителя французского конного театра «Зингаро» много чего говорят. Что его зовут Карабас. Что он кентавр. Что родился в России в цыганском таборе, а потом по воздуху перелетел во Францию. Что в начале 80-х годов он появился на Авиньонском фестивале с одной лошадью и крысой и снискал бешеный успех.
       Его «Конное кабаре» возвратило театру благородство нищеты, «Затмение» — строгость ритуальных танцев и черно-белую чистоту. За семнадцать лет было сделано семь спектаклей — в среднем один спектакль в три года. О «Триптихе», который к нам везут, говорят как о прекрасном вихре дикости и нежности.
       Имена актеров конного театра не разглашаются. Имена лошадей всячески афишируются. Литературные и драматические произведения никогда не ставятся — на площадке царит тишина.
       «Зингаро» страшно знаменит во всем мире, а в июне в рамках Всемирной театральной олимпиады приедет на неделю в Москву — давать представления в парке «Коломенское».
       «Триптих» — представление из трех частей на музыку Игоря Стравинского «Весна священная» и «Симфония псалмов» и Пьера Булеза «Диалог двойной тени». Концепция, постановка, сценография — руководитель «Зингаро» Бартабас. Недавно он посетил Москву...
       
       – Мы создали никогда раньше не существовавшую форму театра и назвали ее конным театром. «Зингаро» начинался как уличный театр, с совсем простых вещей. Вначале структура была очень четкой — цыганское кабаре на контрастах: например между крупными и мелкими лошадьми. Сегодня в нашей работе много нюансов — нас можно сравнить с хореографической, балетной труппой. За время представления мы каждый раз проживаем новую авантюрную историю — никаких слов, только музыка и движения лошадей и всадников, которые вместе составляют единое целое.
       Лошади помогают нам работать неспешно. Благодаря им мы избавлены от клиповой манеры. Через животных я иду к пониманию человеческих отношений.
       Мы часто ездим на гастроли и подпитываемся другими культурами. Наш театр находится в Обервиле, в пригороде Парижа, но там мы проводим всего четыре-пять месяцев в году.
       Мы не можем быть репертуарным театром, потому что у нас работают совершенно особенные люди, для них важна свобода, к тому же лошади не живут долго, а один и тот же спектакль, сделанный для определенных лошадей, нельзя играть с другими.
       Все свое оборудование мы возим с собой. Наши актеры живут в фургончиках и путешествуют в них. Такой образ жизни больше, чем искусство, и для меня важна преданность ему. Во Франции артистов еще 100 лет назад не хоронили на кладбищах — не за творчество, а за образ жизни (смеется). Мне интересно предложить жить по-другому, в другой атмосфере, с другими ценностями. Речь идет об образе жизни, предполагающем полную самоотдачу.
       — Бывали ли вы в России раньше?
       — За последние 15 лет я много раз бывал в России, даже снял в Сибири полнометражный фильм — только с русскими актерами. Руководствуясь своим опытом, могу сказать, что европейские актеры могут радоваться — их жизнь гораздо легче, чем у российских коллег.
       В России меня всегда восхищало умение сделать что-то из ничего, сделать, невзирая на любые сложности, технические или политические.
       — Кто ваш зритель?
       — Нам удалось создать свою публику — люди возвращаются к нам на новые спектакли через два-три года, и мы взаимно влияем друг на друга.
       Благодаря лошадям мы общаемся с коллективным подсознательным зрителей.
       — Почему вы никогда не используете в представлениях литературные произведения — хотя бы в качестве основы, темы?
       — Много лет назад мы придумали специальный язык, на котором разговаривали на спектаклях, но и это оказалось ненужным. Наши образы, музыка, язык движений самодостаточны. Нет даже никакого сюжета. Согласно своей памяти, чувствительности, темпераменту каждый домысливает свое.
       Произведения Стравинского представляют для меня что-то действительно русское. Мне говорили, что он вдохновлялся старинной русской музыкой, но я думаю, что он пошел дальше и исследовал шаманизм.
       — Как вы полагаете, в чем секрет вашего успеха?
       — Для меня творчество основано на поте. Мне кажется, в современном театре это утеряно, современные актеры недостаточно проливают пота.
       Театр, который первым пригласил нас на гастроли, — театр Гротовского: они сразу поняли, что наша работа основана именно на ежедневном труде, а не как в кино — на шарме. Хотя поэзия и зрелищность, конечно, очень важны, и все утверждают, что у нас это есть. Мне кажется, аспект труда будет очень оценен в России.
       — Ваша работа с лошадьми построена по принципу дрессуры, или она абсолютно очеловечена?
       — Танцовщики, музыканты согласны страдать, разрабатывать па, фуэте — они видят цель, результат. А лошадь не готова к страданию. Лошадь должна думать, что она сама к этому пришла.
       Лошадь представляет собой тот инстинкт, который мы утеряли, она ближе к истокам и существовала еще до появления человека. Лошади научили меня руководствоваться инстинктом и идти за ним.
       Наше отношение к ним подобно отношению музыкантов к своим инструментам — в самом возвышенном смысле этого слова.
       Лошадь чувствует вас изнутри. Она узнает вас по вашему движению, по тому, что вы сегодня излучаете. Поэтому актеры у меня несут сами себя и совсем не играют. В моей труппе работают только люди с огромной жаждой познания и труда.
       
       P.S.
       Зингаро — первый конь Бартабаса, чье имя в переводе с испанского означает «цыган». Имя Бартабас происходит от слияния слов «бар» и «табак» во французской транскрипции. Настоящее имя Бартабаса — Клеман Марти. Он родился в 1957 году в благополучной семье и собирался стать архитектором.

       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera