Сюжеты

ТАТАРСКОЕ ИГО БЫЛО И ДО ТАТАР

Этот материал вышел в № 27 от 16 Апреля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

То, что писатель-сатирик написал в 60—80-е годы, кажется написанным буквально сегодня В среду, 11 апреля, в Центральном Доме литераторов состоялся авторский вечер Владлена Бахнова. Назвать вечером памяти эти замечательные, почти кухонные...


То, что писатель-сатирик написал в 60—80-е годы, кажется написанным буквально сегодня
       
       В среду, 11 апреля, в Центральном Доме литераторов состоялся авторский вечер Владлена Бахнова. Назвать вечером памяти эти замечательные, почти кухонные посиделки язык не поворачивается. Хотя бы из-за взрывов хохота, которые нечасто сотрясают стены писательского клуба.
       О Бахнове вспоминали его друзья (Бенедикт Сарнов, Лазарь Лазарев) и даже соавторы (Яков Костюковский). Пели его песни — и молодые исполнители под гитару, и Марк Бернес — в записи. Все это очень теплое и домашнее действо было посвящено выходу книги прозы писателя-сатирика Владлена БАХНОВА (1924—1994) «Опасные связи» (издательство «Книжный сад»). Если учесть, что последняя книга этого автора выходила более четверти века назад, это, безусловно, событие.
       Еще недавно имя В. Бахнова говорило само за себя. Его любили читать, но не любили печатать. Почему? В книге это прекрасно объяснил сын писателя критик Леонид Бахнов.
       Сейчас молодежь если и знает имя В. Бахнова, то в основном по титрам к фильмам Леонида Гайдая — «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!»... Но многие ли обращают внимание на фамилию сценариста?
       В предисловии Анатолий Приставкин говорит, что книга обречена на читательский успех. И добавляет: «Впечатление такое, будто практически все вещи написаны не в 60—80-е годы, а буквально сейчас, сегодня». Эти слова с полным основанием можно отнести не только к прозе, но и ко всему литературному наследию В. Бахнова. А писал он, кроме рассказов и повестей, и иронические стихи, и пародии, и пьесы, и песни. Правда, распевая их — хоть ту же «Ах, что за славная земля кругом залива Коктебля» или «Мадам Анжу», — многие и не догадывались, кто автор.
       Вообще же остается загадкой, почему до сих пор не выпущена книга, где творчество Владлена Бахнова было бы представлено во всей полноте. Поэтому надеемся, что наша публикация — того, что не вошло в «Опасные связи», — хоть отчасти исправит эту несправедливость.
       Отдел культуры
       
       
       Владлен БАХНОВ
       
       * * *
       
       Сюжет, что всем известен издавна,
       Мы повторяем неспроста:
       Иуде деньги были выданы
       За то, что выдал он Христа.
       
       Горят над городом фонарики,
       Спокоен и нетороплив,
       Идет домой Иуда, на руки
       Сребреники получив.
       
       Звенят монеты, сердце радуя,
       Шумят библейские акации...
       Пришел домой он, а по радио
       Передают о девальвации.
       
       И этим мы сказать хотим,
       Что с точки зренья современности
       Иудам больше, чем другим,
       Страшны переоценки ценностей.
       
       1958
       
       Мудрецы и хитрецы
       Сто самых мудрых мудрецов,
       Все обсудив со всех сторон,
       Придумали в конце концов
       Один незыблемый закон.
       
       Но сто хитрейших хитрецов,
       Забыв покой, еду и сон,
       Придумали в конце концов,
       Как им перехитрить закон.
       
       Но сто мудрейших мудрецов,
       Все обсудив со всех сторон,
       Придумали в конце концов
       Еще незыблемей закон.
       
       А сто хитрейших хитрецов,
       Забыв покой, еду и сон,
       Придумали в конце концов,
       Как вновь перехитрить закон.
       
       Мудрят мудрее мудрецы,
       Хитрят хитрее хитрецы,
       Законы все мудрее и хитрей.
       
       Но так как мы не мудрецы
       И так как мы не хитрецы,
       Мы — между двух огней.
       
       1974
       
       Апофеоз
       Апофеоз с человечьим лицом! Это, конечно, прекрасная фраза, но, как ни грустно, не строится сразу апофеоз с человечьим лицом.
       Если научно заняться вопросом, нужно решать поэтапно вопрос — и для начала построить всерьез апофеоз с человеческим носом. Сделали нос, постарались быстрей. Нос замечательный, хоть без ноздрей.
       Первый этап со вторым крепко связан. Вот и настал подходящий момент сделать еще один эксперимент — апофеоз с человеческим глазом. Сделали все в окончательном виде. Глаз замечательный, только не видит.
       Дальше, назло клеветническим слухам, мы в соответствии с планом своим делаем, строим, возводим, творим апофеоз с человеческим ухом. Ветер победные стяги колышет. Ухо досрочно сдано, хоть не слышит.
       Но успокаиваться нам не надо. Будем мы строить теперь на века апофеоз с человеческим задом. Это получится наверняка!
       
       Жестокий романс
       Читая Боккаччо, новеллу прочти ту,
       Где бедный стукаччо влюблен
       в стукаччиту.
       Любви не ищи там,
       где не доверяют:
       Увы, стукаччита стукаччо играет.
       Но в сердце пустом есть свои
       интересы,
       И шепчут о том стукачам
       стукачессы.
       Стукаччо, ты влип, и вино
       непочато.
       А жаль, ведь могли б у вас быть
       стукачата.
       Жестокий романс достигает
       крещендо,
       А вокруг Ренессанс, времена
       стукаченто.
       1978
       
       Умники
       Для того, чтобы называться Иваном Грозным, не обязательно быть Иваном. Но будь Грозным, и тебя назовут, как ты захочешь.
       Карамзин — Эйдельман
       (из «Уроков младым царям»)
       
       Как хорошо, что римляне не знали, что их светлым будущим станет мрачное средневековье.
       (?)
       
       Татарское иго было и до татар.
       Батыр-хан
       
       Мы живем в страхе перед завтрашним днем не потому, что боимся будущего, а потому, что помним прошлое.
       Перельман.
       «Занимательная история»
       
       Почему-то все двуликие Янусы — на одно лицо.
       Зевсон
       
       Если перо поэта выходит из моды — горе поэту!
       Если перо страуса входит в моду — горе страусу!
       
       Голыми руками его не возьмешь: противно.
       
       Если ты плохо пишешь — не печалься: вспомни, сколько на планете не умеющих читать. Пиши для них.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera