Сюжеты

НЕФТЕГАЗОХИМИЯ И ЭКОЛОГИЯ

Этот материал вышел в № 28 от 19 Апреля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Уже более полугода длится дискуссия вокруг законопроекта о регулировании использования нефтяного попутного газа (НПГ) — основного сырья для нефтехимической промышленности России. Обилие приводимых в СМИ доводов «за» и «против» его принятия...


       
       Уже более полугода длится дискуссия вокруг законопроекта о регулировании использования нефтяного попутного газа (НПГ) — основного сырья для нефтехимической промышленности России. Обилие приводимых в СМИ доводов «за» и «против» его принятия объясняется достаточно просто: налицо пересечение финансовых интересов нефтяных компаний (на промыслах которых в основном и добывается попутный газ), газовиков (владеющих системой трубопроводов), энергетиков и нефтехимиков (основных потребителей и переработчиков этого вида сырья). У каждого своя «правда», но наиболее жаркие споры разгораются прежде всего вокруг цен на сырье, доступа к «трубе» и в итоге распределения прибылей.
       Иногда возникает вопрос: а о чем, собственно, спор, если доля НПГ в общероссийском объеме добываемого газа составляет всего 5%? Во-первых, это ежегодно 26 млрд. кубометров, что в условиях нарастающего истощения углеводородных ресурсов страны весьма ощутимо. Во всем мире прошли те времена, когда попутный нефтяной газ сжигался на нефтепромыслах. Энергетический кризис 1973-1974 гг. и связанный с этим резкий скачок цен на энергоресурсы послужили мощным толчком к комплексному освоению недр и радикальному пересмотру технологических решений в пользу максимально эффективного использования попутных продуктов нефтедобычи. В странах, являющихся крупнейшими производителями нефти (Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак, Иран, США, Норвегия, Индонезия, Индия и др.), давно и весьма успешно реализуются крупномасштабные программы по утилизации и рациональному использованию НПГ. В частности, повсеместно там созданы крупные предприятия по производству на основе НПГ сжиженных газов, потребление которых ежегодно увеличивается на 15%. Для России это сверхактуально, если учесть, что многомиллионное население огромных территорий просто не имеет систем централизованного газоснабжения. Но самое главное все же не в этом. Нефтяной попутный газ — это невозобновляемый природный ресурс, состоящий из наиболее ценных легких углеводородов. Это — базовое сырье для нефтегазохимической промышленности России, производящей широчайший спектр конечной продукции (от сугубо бытовой до уникальной, оборонного характера). Восстановление этой отрасли — один из конкретных шагов на пути к структурной перестройке российской экономики, в которой в последнее десятилетие все больше проявляется сырьевая направленность, ее зависимость от конъюнктуры мировых цен на первичное углеводородное сырье.
       Именно такой в интересах всей российской экономики и общества, а не отдельных компаний подход отчетливо просматривается в подготовленном группой депутатов Госдумы законопроекте «О государственном регулировании использования нефтяного (попутного) газа». Сам факт непосредственного участия в его подготовке представителей практически всех фракций и депутатских групп, ряда думских комитетов свидетельствует о значимости проблемы для страны и большинства ее населения. Оценки экспертов, представителей заинтересованных министерств и ведомств, нефтяных и газоперерабатывающих компаний свидетельствуют, что проект этого федерального закона вобрал в себя большую часть многочисленных замечаний и предложений, высказанных в последние месяцы.
       Весьма существенна экологическая составляющая законопроекта. Причем следует отметить как бы два уровня, на которых может быть кардинально решена проблема минимизации ущерба окружающей среде и населению в ходе добычи и переработки НПГ. Первый, наиболее очевидный, касается разработки и эксплуатации нефтяных месторождений. Именно на этом этапе до сих пор происходит уничтожение (сжигание в факелах) миллиардов кубометров газа, что разорительно для страны с экономической точки зрения и крайне вредно для природы и людей. Эта порочная практика должна быть остановлена. Законопроектом предусматриваются не только строгое лицензирование нефтегазодобычи, но и жесткие экономические и административные санкции в отношении нарушителей. Цель таких мер — добиться принятого во всем мире сжигания на факелах пяти и менее процентов общего объема НПГ. Для справки: сейчас в среднем 20% газа сжигается на российских нефтепромыслах (на некоторых, еще необустроенных скважинах уничтожается до 70% газа).
       Но есть и другая, не столь очевидная, но не менее важная сторона проблемы. Это техническое переоснащение, создание новых безопасных и экологически чистых технологий в нефтегазохимической промышленности. В законопроекте заложены нормы, суть которых — всемерно стимулировать использование НПГ именно для дальнейшей глубокой переработки, а не для сжигания (пусть даже сейчас относительно полезного — на ТЭЦ). Речь фактически идет о воссоздании в России системы крупных высокорентабельных предприятий, способных не только успешно конкурировать с зарубежными нефтехимическими концернами, но и получать прибыли, достаточные для надежного обеспечения экологической и промышленной безопасности по всей технологической «цепочке»: первичная газопереработка — транспортировка — все стадии передела нефтегазохимического сырья — выпуск конечной продукции. Решение этих проблем возможно только при максимально возможной загрузке уже имеющихся мощностей российских нефтегазохимических предприятий. Пока же они используют лишь 40% своих мощностей. И первопричина все та же — бесхозяйственное, варварское отношение к исходному сырью, нефтяному попутному газу.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera