Сюжеты

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ НИШИ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КРЫШИ

Этот материал вышел в № 29 от 23 Апреля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Русское актуальное искусство: от советского белья до немецкого видео Полгода назад казалось, что пятилетнее противостояние московских ярмарок «Арт Манеж» и «Арт Москва» завершается. В первую очередь потому, что на роль своего очередного...


Русское актуальное искусство: от советского белья до немецкого видео
       

  
       Полгода назад казалось, что пятилетнее противостояние московских ярмарок «Арт Манеж» и «Арт Москва» завершается. В первую очередь потому, что на роль своего очередного куратора Манеж, традиционно имеющий слабость к сугубо коммерческим художествам, рискнул тогда залучить Владимира Овчаренко из галереи «Риджина» (в начале 90-х она прославилась на ниве российского актуального искусства). Его главный выставочный проект составили вполне «артмосковские» авторы — Олег Кулик, Иван Чуйков, Константин Звездочетов, Игорь Макаревич
       
       Вроде бы сближение позиций было налицо. В надежде зафиксировать перемирие, попутно обсудив «особенности национального арт-рынка», устроители «Арт Москвы» из компании «Экспо-Парк. Выставочные проекты» недавно даже созвали пресс-конференцию — но не тут-то было. Вопреки договоренностям директор Манежа Станислав Каракаш не только на нее не явился, но уже через несколько дней ответил чудовищной экспозицией манежного «Арт Салона» — вчера он завершил работу на берегах украшенной бронзовыми Иванами-дураками да медведями речки Зурабки, протекающей вдоль Александровского сада.
       Основу этой, с позволения сказать, выставки, сформированной за два месяца вообще без какого-либо отбора, составили экспонаты, недораспроданные месяцем раньше в стенах «ЦДХ 2001», а также изготовленные заново с очевидным желанием сделать нам красиво. Какие-то бесконечные обнаженные юноши (в этом году такая тематика у подопечных Каракаша оказалась представлена особенно полноценно), ангелы, корриды, испанские красотки, турецкие пейзажи — китч, что на декабрьской ярмарке прятался по углам безразмерного зала, в апреле снова заполнил все его пространство. Но если такие звезды все-таки зажигают, значит, это рентабельно для художников и галерей, готовых оплатить стенды по цене 70 у. е. за погонный метр.
       Пожалуй, сегодня стоит говорить все-таки не о конфронтации московских ярмарок, но о возникновении определенных эстетических ниш. «Дикобразу — дикобразово», как говаривал в «Сталкере» герой Анатолия Солоницына. К тому же ситуация на фронтах вроде бы противостоящего коммерческому салону актуального искусства заметно изменилась в сторону всеобщей усталости.
       «Человек-собака» Кулик на днях отметил свое сорокалетие, «Риджина» (после долгих капризов она все-таки отказалась от участия в нынешней «Арт Москве») предлагает на продажу поздние и не лучшие работы «амазонки авангарда» Надежды Удальцовой, директор одноименной «Айдан-галереи» преподает академический рисунок в Суриковском институте. На смену юношескому задору и стремлению к ниспровержению железного занавеса приходит потребность в уютной респектабельности. Хочется жить, «как люди», — задорого торговать картинками в фешенебельных бутиках, собрать рекомендации и вступить в Союз художников... Как следствие всего этого, не за горами и кадровый кризис: уже год назад один и тот же автор запросто мог встретиться сразу на нескольких стендах «Арт Москвы».
       И все же в этом году приглашения к участию в ярмарке вновь получили по преимуществу те галереи, которые работают с современным искусством и готовы продемонстрировать «первоисточники» — произведения авторов, в разные десятилетия ХХ века заложивших основы современного модернизма.
       Правда, членам экспертного совета не откажешь в некоторой гибкости отбора участников: если раньше непременным условием (и еще одним заметным противопоставлением «Арт Манежу») был срок как минимум трехлетней работы на российском арт-рынке, то теперь такое требование отсутствует. В отдельных случаях речь явно идет о личных пристрастиях. Ничего не имею против новорожденной галереи «Улица О.Г.И.» и лично Елизаветы Плавинской, но почему было не позвать и, к примеру, галерею Ирины Мелешкевич «Манеж» — она давно и вполне последовательно занимается именно современными авторами.
       В итоге завтра в стенах ЦДХ встретятся полтора десятка столичных галерей, а также «АРКА» из Владивостока, уфимский «Аймак», «N-галерея» из Грузии и «SL-галерея» из Перми, Первая галерея из Дагестана. Петербург в коммерческой программе не представлен, и главное объяснение тому — неразвитость отечественного рынка современного искусства, отсутствие рациональных причин для «путешествий из Петербурга в Москву».
       Для многих участников столичная ярмарка — мероприятие не столько рентабельное, сколько имиджевое. Похожей цели служит и международный статус арт-форума — везти работы в Россию, связываться с алчной российской таможней пока можно только из чистой любви к искусству. На фоне глобальных международных некоммерческих проектов, традиционно сопровождающих «Арт Москву», в этом году их покажут шведы, латвийская «Ригас-галерея», австрийцы и немцы — небольшие экспозиции постоянных участников вроде Фолкера Диля из Германии или австрийца Ханса Кноля продемонстрируют скорее дружественную дисциплину, чем всерьез исчерпают возможности западноевропейского искусства на московском рынке. Пообещали приехать берлинские Галерея Паулы Бетчер и «Караван». Недостаток международного присутствия взялись компенсировать директор Института современного искусства Иосиф Бакштейн и искусствовед Виктор Мизиано — после прошлогодней удачной первой попытки их усилиями вновь будет проведен коллоквиум «Искусство глобального мира», на нем выступят критики, кураторы и художники из Пекина, Милана, Буэнос-Айреса и Белграда.
       Из всех некоммерческих выставок-спутников «Арт Москвы» пока работает лишь одна; как и многие заметные экспозиции нынешнего сезона, она перебралась в столицу с берегов Невы. По воле кураторов Екатерины Деготь и Юлии Демиденко она называется «Память тела. Нижнее белье советской эпохи». В экспозиции три раздела-главы, имеющие названия сообразно представленным годам: «Частное/общественное» (1920—1940-е), «Быт/стыд» (1950—1960-е), «Депрессия/мечта» (1970—1980-е). Выставки подобного рода обречены на успех в силу своей универсальности: один зритель разглядывает старорежимные корсеты и панталоны, другой — недавние фотографии Игоря Мухина или Ольги Чернышевой, а третьего привлекут полиграфические раритеты. «Санитарное содержание бани под строгий общественный контроль!» — призывает автор плаката 1932 года Аркадий Пластов. «Колхозник, будь физкультурником!» — взывает Александр Дейнека. А под красным знаменем с пятиконечной звездой безо всяких там памперсов спит пухлый младенец. «Расти, богатырь! Тебя бережет советская армия!»
       
       5-я Международная художественная ярмарка «Арт Москва» открыта в Центральном Доме художника с 24 по 29 апреля.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera