Сюжеты

ХОРОШО ПОГУЛЯТЬ НА БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА

Этот материал вышел в № 30 от 26 Апреля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Сельская ярмарка в северной столице Каждый год при формировании расходной части бюджета в Государственной Думе идут споры. «Аграрии» требуют увеличить дотации на сельское хозяйство. Их оппоненты считают, что, вкладывай или не вкладывай...


Сельская ярмарка в северной столице
       
       Каждый год при формировании расходной части бюджета в Государственной Думе идут споры. «Аграрии» требуют увеличить дотации на сельское хозяйство. Их оппоненты считают, что, вкладывай или не вкладывай деньги в село, результатов все равно не будет. А многолетний опыт показывает, что до сельхозпроизводителей деньги зачастую и не доходят. Региональное ОРБ по ЦАО г. Москвы недавно закончило проверку законности использования бюджетных средств при проведении Шестой агропромышленной ярмарки «Российский фермер». Она с помпой прошла в августе 1997 года в Санкт-Петербурге.
       Подобные мероприятия тогда проходили в рамках кампании по поддержке отечественного товаропроизводителя. А эту ярмарку вообще инициировал занимавший в то время пост министра сельского хозяйства и продовольствия Виктор Хлыстун. Именно он подписал приказ от 28.01.97 «О проведении 6-й Всемирной ярмарки «Российский фермер». Как следует из названия, ярмарке был придан статус международной. Но способ ее проведения оказался типично российским.
       Для проведения ярмарки была привлечена самостоятельная коммерческая структура — ЗАО «Всемирная ярмарка «Российский фермер». Ее учредителями были две практически одноименные фирмы — «Московская сельскохозяйственная компания» и «Петербургская сельскохозяйственная компания» — и одно частное лицо в качестве генерального директора, некий господин Злыдников. И уже весной 1997 года подготовка к проведению мероприятия шла полным ходом. Готовилось место для ярмарки, составлялся план рекламной кампании.
       Однако еще за три месяца до ее начала Министерство сельского хозяйства и продовольствия неожиданно озаботилось финансированием мероприятия. Случай уникальный для российской бюрократии. Обычно получателю средств из бюджета приходится долго ходить по кабинетам, пока вышестоящее начальство не даст добро. А тут вдруг заместитель министра Л.И. Холод (теперь уже бывший) подписывает соглашение с ЗАО «Всемирная ярмарка «Российский фермер» о предоставлении данной фирме на возвратной основе денежных средств в размере трех с половиной миллиардов рублей.
       Строго говоря, законом такая схема не запрещена. Еще в 1995 году из правительства РФ вышло распоряжение, по которому Министерству сельского хозяйства разрешается частично финансировать подобные мероприятия. Именно для поддержки сельских производителей. И только на возвратной основе, то есть организатор должен был средства вернуть обратно в бюджет, заработав, разумеется, на проведении мероприятия. А иначе его и не стоит проводить. А вышеназванное ЗАО вполне заслуживало доверия, поскольку ее основным профилем и было проведение ярмарок, выставок-продаж и аукционов.
       Однако уже после проведения ярмарки у этого вполне законного соглашения появляется дополнение, датированное 11 декабря 1997 года. И подписывает его уже известный нам замминистра Л.И. Холод. О возврате средств уже никто не говорит. Более того, Министерство сельского хозяйства и продовольствия переводит в невозвратные финансовые средства почти половину того 3,5-миллиардного кредита — 1 миллиард 690 миллионов рублей. Обоснование — «в связи с недополучением спонсорских средств на проведение ярмарки». Причем проведенная позднее проверка так и не обнаружила документа, который бы действительно показал, что ярмарка оказалась убыточной. Замминистра, судя по всему, решил помочь частной структуре по собственной инициативе.
       И этот факт оказался далеко не единственным в целом ряде финансовых нарушений вокруг события «мирового масштаба». Надо отдать должное сотрудникам Министерства сельского хозяйства: обнаружив нестыковки, замалчивать ситуацию они не стали. Еще в 1997 году главный специалист управления бухгалтерского учета, отчетности и ревизионной работы Минсельхоза РФ, а проще говоря, очень рядовой сотрудник В.И. Кокорева составила справку о выявленных ею нарушениях. И отправила ее вышестоящему начальству — начальнику управления В.В. Медведеву и его заместителю В.Н. Витковскому. Там справка благополучно исчезла. Да так, что ее не смогли найти спустя четыре года, когда к проверке сделок вокруг «сельской ярмарки» приступила ОРБ. Ее запросы весной 2001 года так и остались без ответа.
       Поэтому необходимые объяснения удалось получить только у самой Кокоревой. Как выяснилось, ею были найдены нарушения сразу по нескольким пунктам финансирования проведения ярмарки. И хотя в целом фактические расходы незначительно превышали предварительную смету, по отдельным статьям они были заметно завышены. А в ряде случае приписки были просто гигантскими.
       Нарушения были выявлены сразу же. Элементарная проверка показала, что арендная плата площадей на «Ленэкспо», где и проходила ярмарка, реально оказалась иной. В цифрах это выглядит так: при составленной смете в 1 миллиард 678 миллионов рублей фактические расходы были в пять раз меньше и составили 337 миллионов рублей.
       Зато в части представительских расходов ясности не было вообще. Так, на проведение информационно-рекламной кампании местному «5-му каналу» было заплачено, согласно существующим документам, 2 миллиона 980 тысяч рублей. Оправдательные документы оказались на сумму 3 миллиона 980 тысяч рублей, то есть фактические расходы были занижены на миллион рублей. На оплату типографских расходов ушло почти в два раза больше заявленных средств — 182 процента.
       Наконец, реально было выявлено несколько статей в расходной части ярмарки, которых вообще не предусматривали. Сто миллионов рублей были списаны на проведение симпозиумов, семинаров и конференций по договору, подписанному почему-то уже на второй день проведения ярмарки между Комитетом по сельскому хозяйству Ленинградской области и генеральным директором ЗАО «Всемирная ярмарка «Российский фермер». Причем документов о том, как прошли все эти научные мероприятия, в Минсельхозе нет до сих пор.
       Кроме того, неизвестно откуда взялись и расходы на обеспечение охраны и безопасности мероприятия (ушло почти 100 миллионов рублей), изготовление и обеспечение торговых рядов (плюс 159,5 миллиона рублей), расходы на «художественное оформление территории выставки и ярмарки» составили уже 445,9 миллиона рублей. Оплата связи была вообще фантастической — более 16 миллионов рублей.
       Всего закрытым акционерным обществом «Всемирная ярмарка «Российский фермер» в общей сложности было списано 3 миллиона 700 тысяч рублей на расходы, не подтвержденные соответствующими документами. Все-таки выгодно быть организатором выставок, финансирующихся государством.
       При этом некоторые работы, судя по отсутствию оправдательных документов, вообще могут оказаться не существующими, то есть фактически «мертвыми душами» ярмарки. К примеру, по внезапно появившейся статье «Изготовление и обеспечение торговых рядов» 27 миллионов 600 тысяч рублей авансом были выплачены ТОО «Трио». Однако договоров на выполнение работ так и не появилось. Причем в авансовом отчете и корешках к приходным ордерам виды и объемы работ также не были указаны.
       Вернемся теперь к главному действующему лицу — бывшему заместителю министра сельского хозяйства и продовольствия Л.И. Холоду, который так «щедро» профинансировал ярмарку. Сказать, что его не предупреждали, будет сильным преувеличением. О том, что подписанные им договоренности предполагают значительные финансовые нарушения, он знал заранее. Уже в ходе новой проверки в 2001 году стало известно, что еще в декабре 97-го к нему неоднократно обращался бывший начальник департамента финансовой, кредитной и налоговой политики министерства С.С. Стариков. В том числе Холоду была направлена и служебная записка, в которой С.С. Стариков писал о невозможности перевода бюджетных денежных средств в сумме 1,7 миллиарда рублей в разряд невозвратных. Поскольку ярмарка — коммерческое мероприятие, она не должна финансироваться государством. А если министерство и выделило денежные средства на условиях возврата, то фирма обязана их вернуть.
       Тогда же выяснилось, что в период с 1995-го по 1997 год пресловутое ЗАО «Всемирная ярмарка «Российский фермер» уже успело получить из бюджета на безвозвратной основе более двух с половиной миллиардов рублей. То есть его сотрудничество с Министерством сельского хозяйства и продовольствия имело долгую и, судя по результатам, плодотворную историю. Однако служебная записка С.С. Старикова успеха не имела. Так же, как и справка рядовой сотрудницы Кокоревой. И сейчас они оба уже не работают в Министерстве сельского хозяйства.
       А между тем ЗАО «Всемирная ярмарка «Российский фермер» после всех описанных событий по-прежнему остается должником министерства. Помимо уже списанных средств, фирма так и не вернула ему 3 миллиона 210 тысяч рублей, теперь деноминированных. И помочь списать и этот долг, видимо, больше некому.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera