Сюжеты

КАРТОННАЯ МИФОЛОГИЯ

Этот материал вышел в № 31 от 07 Мая 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

“Праздник”, режиссер Г. Сукачев Действие фильма Гарика Сукачева “Праздник” разворачивается в приграничной деревеньке 22 и 23 июня 1941 года. День рождения девочки оказывается последним мирным днем. Сюжет явно базируется на событиях,...


“Праздник”, режиссер Г. Сукачев
       
       Действие фильма Гарика Сукачева “Праздник” разворачивается в приграничной деревеньке 22 и 23 июня 1941 года.
       День рождения девочки оказывается последним мирным днем. Сюжет явно базируется на событиях, происшедших когда-то с родными автора. Домашняя мифология складывается обычно из частных воспоминаний, много раз пересказанных в семье и в силу этого обретающих если не черты, то черточки эпоса.
       Допускаю, можно вывести теорию о стиле “субъективного документализма” в изображении, в частности, событий войн XX века, что вполне актуально. Много раз говорилось о том, что бурное развитие техники, позволяющей фиксировать реальность (и нереальность) вкупе с обессмысливанием глобального идеологического комментария действительности, привело к тому, что каждый потенциальный зритель по большому счету хотел бы верить только своему собственному взгляду и видеть на экране его.
       Зачем я формулирую все это применительно к “Празднику”? Скорее всего потому, что меня потрясло, насколько просто семейные воспоминания соединились в этой картине с пошловатым каноном описания времени. Набор клише из пропагандистских киножурналов и идиллических фильмов тоталитарного периода припорошен лирикой “задушевного” кино 60-х.
       Дело даже не в том, что события подчинены незамысловатым схемам, а в том, что они выглядят “картонными”, не демонстрируя в конечном итоге ничего, кроме обезоруживающего непрофессионализма.
       Результат непрофессионализма комический. Герои — кудрявая девочка, хрупкая мама, богатырь-папа, добряки-соседи, авантажный баянист, а также мерзавец-староста, предавший родину в силу своей тотальной фальши, — настойчиво напоминают команду сомнительных личностей, внедренных с целью доноса в ряды других граждан (отчего-то не снятых Гариком Сукачевым на пленку).
       Вспоминается эпизод из “Пнина”, в котором несчастный профессор-эмигрант смотрел на киносеансе в университете советский киножурнал и видел, как “...новейшая пассажирская модель “ЗИМ'а” с семьей заводского рабочего и еще кой-какими людьми отъезжала на загородный пикник”. Так вот, персонажи “Праздника” выглядят именно, как те “кой-какие люди”. Согласитесь, странная историческая виньетка.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera