Сюжеты

ТЕКСТ — ТРЕХМЕРНЫЙ, КИНОВЕРСИЯ — ПЛОСКАЯ

Этот материал вышел в № 31 от 07 Мая 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В дни празднования Победы в Москве состоятся показы нового фильма Михаила Пташука “В августе сорок четвертого” по мотивам романа В. Богомолова “Момент истины”. Лента совместного белорусско-российского производства. Попытка экранизировать...


       
       В дни празднования Победы в Москве состоятся показы нового фильма Михаила Пташука “В августе сорок четвертого” по мотивам романа В. Богомолова “Момент истины”. Лента совместного белорусско-российского производства. Попытка экранизировать роман уже предпринималась в советское время Витаусом Жалакявичюсом, однако фильм так и не был снят
       
       Напечатанный “Новым миром” роман Богомолова в середине 70-х зачитывали до дыр, нетерпеливые читатели тащили из редакции гранки следующего номера. Сквозь иную оптику, приключенческую завесу интриги проступали запахи гари, крови, пота, тяжелого будничного труда.
       “История одной операции розыскной группы Управления контрразведки фронта”? На самом деле в группе “чистильщиков” трое: капитан Паша Алехин — мозговой центр, старший лейтенант Таманцев по прозвищу Скорохват, стреляющий с двух рук в “яблочко”, и безусый кудрявый юнец лейтенант Андрюша Блинов. По тылам фронта в приграничье только что освобожденных Белоруссии и Литвы бродят сотни недобитых групп противника. Приказ: разыскать следы заброшенной в тыл мобильной группы “Неман” с кочующей, как Фигаро, рацией. В свете подготовки нового наступления на Прибалтику операция взята под особый контроль Ставкой. А Сталин ох не любит ждать, грозит сухой ручонкой... Вот и стягиваются уже войска для прочески леса “гребенкой” с собаками. Результат подобной операции непредсказуем. Счет идет на минуты. Кто раньше — армия или капитан Алехин?
       
       Спецсообщение
       Теперь чуть ли не весь Богомолов экранизирован. В 60-е вышли “Зося” и “Иваново детство” (по рассказу “Иван”).
       Бестселлер, рожденный в разгар “подмороженного” режима, был обстрелян из пушек военной цензуры всех калибров. В частности, автора обвинили в выносе оперативных документов, якобы скопированных и рассекреченных. Не верилось, что приведенные в романе оперативные бумаги — чистой воды вымысел. После выхода романа первый секретарь Московской организации Союза писателей Сергей Смирнов опубликовал восторженный отзыв, в котором провел параллель между двумя детективами: Богомолова и Пушкина (“Дубровский”). Сергей Смирнов лично просил автора вступить в Союз писателей. Но несгибаемый фронтовик отвергал предложения коллег. С тем же редким упорством отказывался вступать и в ряды КПСС.

    
       Пожалуй, впервые после развала Союза на экраны выходит советское кино (с некоторым привкусом американского боевика). Совместный проект с многонациональным актерским ансамблем (в фильме снимались и польские актрисы Беата Тышкевич и Каролина Грушка), вбирающий традиции патриотических полотен с выраженной гражданской позицией (в последнее десятилетие несколько пошатнувшейся). С характерами, эти позиции отстаивающими (в контраст зыбкому неопределенному в отношении пола и сути “населению” нового российского кино). С переносом действия в кремлевское золото Ставки, с постаментарным крупнозвездным Сталиным в центре (качественная миниатюра славного своей непредсказуемостью Рамаза Чхиквадзе). С обилием военачальников в исполнении известных актеров: Алексей Петренко, Александр Феклистов, Юрий Цурилло. Петренко ведет соло. Не педалируя, играет драму думающего офицера в условиях репрессивного режима.
       Герой фильма — руководитель СМЕРША капитан Алехин (Евгений Миронов). Вчитаться в текст его роли — все больше команды и приказы подчиненным. Миронов находит блистательный выход. По ходу розыска Алехин все время перевоплощается. То это блестящий аналитик Холмс, собирающий микроскопические улики, следы вражеских радистов. То грубый смершевец. То заикающийся тугодум из комендантской роты, идиотским занудством раскалывающий уверенных в себе шпионов. Необходимое для контрразведчика умение “бутафорить” разыграно Мироновым виртуозно.
       
       По оперативным данным
       Не согласившись с киноверсией романа, Владимир Богомолов снимает свое имя из титров фильма, возражая также против использования названия романа “Момент истины”.
       
       Момент истины — итог изнурительной работы контрразведчика — момент получения от захваченного агента секретных сведений. “Чистильщик” Таманцев (Борис Галкин) выбивает не только признание от растерявшегося немецкого лейтенанта, но и местонахождение оставшихся агентов. Голос его дрожит от радости во время победного доклада: “Товарищ капитан, бабушка приехала!” Сей условный сигнал означает: “Мы их взяли!” За пять минут до бессмысленной войсковой операции.
   
       Спецсообщение
       В белорусской прессе появлялось множество скандальных публикаций, касающихся не только взаимоотношений автора и создателей фильма, но и затрат на картину, “съевшую”, по мнению прессы, львиную долю всего бюджета кино.
       Президент Лукашенко публично упрекнул фильм в “небелорусскости”. Создатели картины интерпретируют его слова как сожаление, что картина не финансирована полностью белорусской стороной.

   
       Справедливо ли упрекать авторов фильма, снятого “по мотивам”, в самоволии? Тем более что создатели киноверсии старались (как умели) сохранить событийный ряд бестселлера. Но за бойким пересказом интриги как-то незаметно истаял дух творения Богомолова. Внешняя канва держит зрителя. Но утренней росой испаряются терпкий вкус романа, рассеянное по его страницам ощущение напряжения, дыхание войны. В фильме место действия ощутимо приглажено. Вместо грязных хат с почерневшими бревнами — просторные помещения, пронизанные солнечными лучами (операторская работа В. Спорышкова, вне всяких сомнений, замечательна, только к чему эта нечеловеческая красота?). За исключением одного-двух планов пожарищ пейзажи красивы и ухоженны (как и обмундирование солдат). Это-то вместо леса, засоренного, загаженного войной? Заметно поблекла изумительная оркестровка взаимоотношений героев: и внутри тройки смершевцев, и скрытая “битва насмерть” их начальника с генералитетом.
       Случилась еще одна обидная “потеря бойца” — на первый взгляд второстепенного персонажа, помощника коменданта Аникушина. (Именно с его помощью разыгрывается “спектакль” с проверкой документов у матерых диверсантов.) Ключевая фигура в романе превращается на экране в статиста, лощеного дурака. В итоге-то именно он мешает смершевцам, как по нотам, завершить спецоперацию по захвату группы. В книге поведение лейтенанта вскрывает сложную гамму отношения фронтовиков к СМЕРШУ... В книжном Аникушине медленно закипает внутренний протест против особистов. Он видит, как смершевцы, те самые, что получают в пайках белый хлеб наравне с ранеными и летчиками, обыскивают, издеваются на его глазах над “братьями-фронтовиками”, проливающими кровь за Родину. Он закрывает их своим телом. В романе это оправдано. А в воздухе кинозала повисает зрительский вопрос: “Зачем?”.
       
       По оперативным данным
       В трудную минуту проекту, по меркам СНГ весьма дорогому, протянул руку коммунист-капиталист Владимир Семаго, предложив немалый кредит. Продюсером фильма стала и его жена Ольга, с которой велись переговоры о возможной роли в фильме. Видимо, устав от игорного бизнеса, товарищ Семаго обратил внимание на малоприбыльное, но имиджевое кинодело. В фильме депутата Говорухина он сыграл пренеприятную теневую личность. Здесь же появляется в кадре как офицер штаба. И в финале у зрителя возникает обоснованное подозрение, что именно этот-то офицер и является фашистским агентом под кодовой кличкой Матильда.
       Сейчас Владимир Семаго, мечтавший о триумфе на набережной Круазетт, продвигает картину на фестивали. Увы, в Канны фильм не взяли и в информационный показ. Рассказывают, что Семаго уже без помощи режиссера перемонтировал и сократил фильм. К тому же записал новый закадровый голос. Это голос Александра Невзорова...
     
       Очевидно, что фильм разделит публику на две группы. Будут благодарные зрители. Будут и другие. Например, вдумчивые читатели романа Богомолова, не разделяющие определенно “киношный”, приблизительный и приглаженный взгляд на эту историю. Не согласные с исчезновением скрытых противоречий, глубинных пластов романа. И стоит ли сегодня, рассказывая о подвиге контрразведчиков, забыть окопные упования на то, что явная оппозиция “фашизм и свобода” наконец-то станет реальностью послевоенной жизни? Что будут осуждены зверства НКВД, ослабнет диктат партии...
       Можно, правда, и забыв о романе, окунуться в динамичную стихию кинобоевика... Конечно, если ты не — Автор.
       
       Спецсообщение
       Первый вариант картины был показан зимой в Доме Ханжонкова, самом обветшалом из центральных кинотеатров. Зрители смотрели советское кино в совершенно советской обстановке с почти забытой давкой в фойе, неразберихой с жесткими “плацкартными” местами, невыносимым сортирным запахом.
       Теперь грядет большая премьера фильма, оснащенного долби-звуком, в главном кинотеатре — “Пушкинском”. Обещаны бесплатные показы для ветеранов — редких гостей новых глянцевых кинозалов...

       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera