СюжетыОбщество

БРЕДУЩИЕ В ГРЯДУЩЕЕ. И ПУТИН С НИМИ?

Этот материал вышел в номере № 32 от 14 Мая 2001 г.
Читать
Кто повел за собой пять человек, получает пейджер, кто пятьдесят — еще и зарплату в 1500 рублей Мысль о том, что молодежь — дешевый инструмент политической борьбы, пришла лишь тогда, когда начали появляться крупные политические партии....

Кто повел за собой пять человек, получает пейджер, кто пятьдесят — еще и зарплату в 1500 рублей

М

ысль о том, что молодежь — дешевый инструмент политической борьбы, пришла лишь тогда, когда начали появляться крупные политические партии. Партии хотели становиться больше и тратить на это меньше. И каждый политический курятник завел себе инкубатор.

Ударниками в этом движении оказались политические медведи — партия «Единство».

Движение просуществовало недолго. То есть номинально его никто не закрывал, но в данный момент оно медленно, но верно загибается. И вот у «Молодежного «Единства» появился мощный конкурент — общественное движение «Идущие вместе».

Движение это возникло так.

В голову сотрудника администрации президента России Василия Якеменко пришла идея — выбить из бюджета много денег, а на них отучить молодежь пить, курить и приобщать к высокому искусству. Движение можно назвать «Идущие вместе», а девизом написать: «Будь лучше». Василий отправился в Думу с целью оттяпать под свою идею всю статью бюджета на молодежь. Всю не всю, но денег дали много. Люди, близкие к ИВ, намекают на то, что современных пионеров также щедро спонсирует «Газпром». Руководство «Идущих...» этот факт не отрицает, но и не подтверждает. (В любом случае то, что какие-то крупные российские монополисты оказывают им помощь, — факт.)

Яковенко получил «добро» и уволился из администрации, чтобы возглавить свое детище.

В

се прошлое лето в атмосфере секретности «Идущие...» собирали рекрутов по московским вузам. Больше всего ребят из Бауманки.

На воспитание преемников «Идущие...» денег не жалеют — в качестве лекторов приглашают крупных пиарщиков.

Большинство бредущих в грядущее политическая карьера волнует мало. Главный мотив — халява. Активисты бесплатно ходят в кино, тренажерные залы, интернет-салоны и бассейны. С театрами пока проблемы. Зато пытаются организовать конный клуб.

Каждый, кто записался в ряды, получает карточку кандидата, предъявляя которую получает все это кино и домино. После испытательного срока в месяц или два, в течение которого товарищ обязан посещать все организационные мероприятия, карточка заменяется пластиковой.

Халявы становится больше.

По своей структуре и методам привлечения членов организация — типичная пирамида. Подразделение «корпус» делится на «отряды», в каждом из которых по 40 человек. Отряды, в свою очередь, дробятся на пятерки.

Люди приходят в основном по знакомству. Тот, кто привел пять человек, становится командиром пятерки и получает пейджер. При активной работе его могут повысить. Кто приводит 50 человек, получает пейджер и зарплату 1500 рублей, 100 человек — пейджер и 3000 рублей. По другим данным, на сегодняшний момент пейджеры дают уже не всем командирам пятерок. Да и попасть к «Идущим...» с улицы становится не так просто, как раньше. Группа стала закрытой, и теперь новичками занимается специальная комиссия, которая проводит собеседование и фиксирует паспортные данные.

Схема внутренней организации «Идущих...» напоминает механизм сетевого маркетинга. Или типичную пирамиду (МММ, «Тибет», «Властелина»).

Эксперты в области педагогики и психологии отмечают, что стремление молодежи к бесплатным развлечениям и свойственный этому возрасту коллективизм в данном случае совершенно беззастенчиво используются в политических целях. Условно говоря, ребятам платят за то, что они массово выражают политическую позицию, на самом деле никаких таких взглядов не придерживаясь. Рядовые члены организации не в курсе, откуда берутся средства на офис и развлечения, но охотно делятся смелыми предположениями: «У нас все прекрасно знают, что это путинские деньги. И это никого не волнует. Фанатов Путина или «Единства» я здесь не замечал. Для нас главное — на халяву время провести».

Те, кто стоит у руля движения, говорят: «Путин с нами», а Путин? Знает, наверное, что есть ребята какие-то, прикалываются, лицо его на майках носят. Ему, наверное, приятно. Но Василию Якеменко от путинского умиления, по всей видимости, ни холодно ни жарко — общественному движению очень хочется стать единственным и официальным. Тогда денег будет еще больше, увеличится в размерах и толпа. На сайте «Идущих...» в главе «Наши остальные цели и задачи» так и написано: «Мы стремимся стать реальной силой, мы стремимся к тому, чтобы общество уважало «Идущих вместе».

7 ноября был их первый митинг в поддержку Путина. Анонсировались 25 000 человек — пришли, дай бог, тысяч семь. Народу вручили лозунги «Молодежь за президента», футболки с надписью «В с е П у т е м» и пообещали еще много чего.

Следующий митинг состоялся совсем недавно — 7 мая. Большие толпы в футболках с лицом главы государства гуляли по Москве, перекрывали движение и выстраивались в виде флага на площади. Футболки были белые, синие и красные. Каждому митингующему выдали жетон с номером, который после мероприятия он бросал в специальную урну. Если номер не обнаружат, кандидат автоматически выбывает из организации и сразу теряет очень много халявы. После митинга «Идущие...» отправились в бесплатное кино. В восемь вечера возле «Мира кинотавра» на Цветном бульваре толпился народ в футболках. «Не пускайте пьяных питерцев! Б..., я сказал, чтоб ни одного пьяного питерца не было в зале», — это участники движения с девизом «Будь лучше» налаживали учет и самоконтроль.

Движение, между прочим, имеет свой моральный кодекс. От членов требуют уважать родителей и старших, не употреблять наркотики, не пить (раньше был еще пункт «не курить», но его отменили), не ругаться матом, не обижать животных, не быть шовинистами и националистами и стараться быть лучше всегда и во всем. «Пионер — всем ребятам пример». «Будь лучше», кстати, называется и газета, которую они выпускают.

Ребята кивают и фанатеют от тусовки. В основном все это прельщает молодых и безденежных, то есть 1—2-е курсы институтов.

А тусовки обходятся недешево. Вот хотя бы несколько цифр. Средненький флаг — 60 долларов, 50 000 листовок — 5000 долларов. Аренда офиса — минимум 10 000 долларов (3-этажный фешенебельный офис «Идущих...» находится на Земляном Валу).

Деньги тратятся легко и творчески.

Всё здорово. Но есть доля риска: если кто-то пообещает побольше — мобильный вместо пейджера или театр вместо кино, — они уйдут.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow