Сюжеты

СПЕЦСЛУЖБА В ХРАМЕ, ИЛИ СМЕРТЬ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ

Этот материал вышел в № 32 от 14 Мая 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В середине апреля во время передачи в прямом эфире одного из многочисленных чеченских телеканалов был убит Адам Дениев, заместитель главы администрации Чечни Кадырова и его же спецпредставитель по странам Ближнего Востока и Африки. Это...


       

  
       В середине апреля во время передачи в прямом эфире одного из многочисленных чеченских телеканалов был убит Адам Дениев, заместитель главы администрации Чечни Кадырова и его же спецпредставитель по странам Ближнего Востока и Африки. Это самое громкое убийство высокопоставленного чиновника новой администрации в Чечне. Есть смысл вернуться к истокам этого события — пока продолжается формирование «новой чеченской власти» за спиной народа, боевики находят свое решение этой «кадровой проблемы»
       
       Шамалу (Адам) Дениев, лидер и основатель загадочного общественно-политического движения «Адамалла» (или «Вай-Неха Адамалла»), появился на политической арене Чечни в самом начале девяностых годов.
       Началом политической карьеры Дениева было создание одной из первых в Чечне религиозных организаций, проповедующих ортодоксальный ислам. Называлась она Исламская партия возрождения.
       Примечательно, что вместе с Дениевым ее организовывал Ислам Халимов — в ту пору простой врач одной из грозненских больниц, а позднее — министр социального обеспечения и секретарь совета безопасности в правительстве Масхадова. Чуть позже к тандему Дениев — Халимов примкнул и Мовлади Удугов, тогда еще весьма косноязычный паренек, работавший стажером в республиканской молодежке. Забегая вперед, отметим, что эта троица, которую впоследствии так резко развела судьба (впрочем, судьба ли и случайно ли?), стала основательницей того, что принято называть ваххабизмом.
       Еще один любопытный факт: центр северокавказского отделения Партии исламского возрождения находился в Дагестане, в Махачкале, а руководил им Багауддин — тот самый лидер дагестанских ваххабитов, который организовал дагестанский поход Шамиля Басаева летом 1999 года и непосредственно руководил отрядом дагестанских бойцов в этом походе.
       Дениевско-багауддиновская партия уже тогда, в начале девяностых, имела собственные вооруженные формирования. Это была «армия имама Шамиля», призванная «освободить Кавказ от многовековой российской оккупации».
       Неожиданный поворот в судьбе Дениева (или в его голове?) произошел после августовского путча в 1991 году. Когда разбуженные путчем и последовавшими за ним событиями как в Москве, так и в самой Чечне толпы людей вышли на бессрочные митинги, Шамалу Дениев стал завсегдатаем трибун. Говорил он вещи странные и для неискушенной тогдашней публики довольно экзотические.
       Так, на одном из многотысячных митингов Шамалу назвал себя Халифом Адамом, мессией, присланным Всевышним с божественной миссией к чеченскому народу, дабы спасти его от нечестивых корней грязного мира и обратить к истинной вере. Там же, на митинге, он объявил, что на какое-то время удаляется в Калмыкию (?!), чтобы призвать заблудших земляков Кугультинова к исламу.
       Впрочем, сразу вышел конфуз. На том же митинге вслед за Дениевым слово взял некий Айзен — личность не менее скандальная и эпатажная. Он обвинил Дениева в превышении полномочий и чуть ли не в попрании авторских прав на пророческую деятельность. Айзен, исключенный в свое время из молодежного литературного объединения «Прометей» за распространение порнографических открыток, заявил, что мессией и воскресшим Иисусом является на самом деле он, а Дениеву попросту не дают покоя его, Айзена, лавры богоизбранника. Произошла небольшая перебранка, в результате которой выяснилось, что первоначально именно Айзен, а не Дениев намеревался увещевать калмыков (бедный друг степей...).
       Вскоре внутри Исламской партии возрождения произошел раскол. Ислам Халимов и Мовлади Удугов обвинили Дениева в присвоении партийных денег. И отстранили Дениева от руководства, что позволило ему уделить больше времени собственному «пиару».
       В своем родном селе Автуры Дениев, отныне называвший себя не иначе, как Халиф Адам, создает не то партию, не то движение под названием «Адамалла» («Человечность» по-чеченски).
       
       По республике пошла молва: Халиф Адам оживляет мертвецов, а также возвращает людям зрение и разве что не кормит пятью хлебами весь чеченский народ.
       С оживлением мертвецов дело было так. Один из последователей новоявленного Халифа, житель его родного села, покончил с собой — в уверенности, что Дениев с легкостью его воскресит. То ли Халиф Адам настолько заморочил парню голову, то ли сам бедолага так крепко уверовал в чудо, но только заколол он себя сам, решившись на своем примере убедить человечество в божественном даре нового Иисуса.
       Однако чуда не случилось. Халиф Адам ненадолго уединился с телом самоубийцы, а затем сообщил застывшей в ожидании публике: сеанс связи с усопшим состоялся, но тому оказалось настолько хорошо на небесах, что он категорически отказался возвращаться на бренную землю.
       Далее известно, что родственников бедного юноши такое объяснение совсем не убедило и они объявили Дениеву кровную месть. Но, поскольку человек ушел из жизни по собственной воле, вендетту пришлось отменить.
       
       В Автурах Халифу Адаму удалось сколотить мобильную группу из пары десятков молодых людей, проповедующих новую общечеловеческую идею — «Адамалла». По сути Дениев создал в традиционноисламской Чечне религиозную секту типа «Аум Синрикё». Поклонники новой религии, вобравшей в себя элементы ислама, христианства и язычества, были настолько очарованы чеченским Асахарой, что ради него готовы были на все. Эти юноши и распространяли легенды о своем наставнике.
       Примечательно, что в числе основных заслуг Халифа Адама назывались такие факты его биографии. Во-первых, Халиф Адам ни одного дня не посещал советскую школу — в знак ненависти ко всему русскому. Не оканчивал ни одного учебного заведения ни в Чечне, ни в России, ни где-либо еще, но чуть ли не с младенческого возраста занимался чтением Корана, который знает наизусть. Другая его добродетель: в знак ненависти ко всему светскому ни разу в жизни не брился.
       Это сейчас, после смерти Дениева, вдруг выяснилось, что он одолел аж экономический факультет Чеченского университета, некое учебное заведение в Багдаде и вдобавок бухгалтерские курсы в Москве.
       
       В Москве Дениев появился в 1994 году. Неожиданно здесь у него оказались квартира, шикарный офис в центре и полное отсутствие проблем с правоохранительными органами.
       Дениев сбрил-таки бороду, оставив щегольские усики, подправил прическу и теперь уже на всю Россию заявил о своем движении «Адамалла», несколько сместив ортодоксально-религиозный акцентв сторону общечеловеческих ценностей. Начал выпускать газету и распространять видеокассеты с собственными выступлениями. На них Дениев представал в каких-то балахонах и расшитых золотом халатах и произносил речи о необходимости дружить с Россией, о приоритете общечеловеческого, о гибельности курса на отделение от России, избранного чеченским руководством.
       К многочисленным титулам Дениева в этот период добавляется еще один: он объявляет себя прямым потомком пророка Мухаммеда — факт невозможный в принципе, поскольку среди чеченцев потомков Мухаммеда никогда не было.
        С вводом российских войск осенью 1994 года Дениев возвращается в Чечню. Он объявляет себя миротворцем и призывает воюющих чеченцев сложить оружие. Говорит о бесперспективности войны и уверяет, что Россия пришла в Чечню наводить порядок и уничтожать бандитов, а женщин, детей и всех законопослушных граждан всячески оберегать и лелеять. Однако на фоне беспредельной защиты конституционного порядка с массовыми убийствами мирных жителей дениевских увещеваний никто всерьез не принял. Более того, с каждым днем «халиф» наживал себе все новых врагов, появляясь в обществе высоких военных чинов и намекая на некую всесильную «крышу».
       Говорили, в узких кругах Дениев откровенно признавался, что он — кадровый офицер ФСБ. Брат же Дениева, Гази-Магомед, застреленный в прошлом году в Москве в результате довольно мерзкой «разборки», никогда и не скрывал, что работает в «органах», и при каждом удобном случае демонстрировал пресловутую красную книжицу (кстати, следователи действительно нашли ее у убитого Гази-Магомеда).
       
       После окончания первой войны в чеченском селении Старые Атаги были зверски убиты шестеро сотрудников Международного Красного Креста. Был обвинен Дениев. Правда, лишь заочно: Чечню Халиф Адам покинул вместе с российскими войсками и постоянно жил в Москве.
       Масхадов предложил российским правоохранительным органам задержать Дениева и выдать его чеченскому правосудию, в крайнем случае — провести расследование московским следователям совместно с чеченскими. Москва предложение Грозного по традиции высокомерно проигнорировала.
       С новым вводом российских войск Халиф Адам снова вернулся на историческую родину. Только теперь он стал не «миротворцем», а чиновником — заместителем главы администрации Чечни Кадырова и спецпредставителем по связям со странами Ближнего Востока. Приняв участие в прошлогодних выборах депутата Госдумы от Чечни, Дениев с треском проиграл генералу Аслаханову.
       Даже обладая почти неограниченной властью в новом руководстве республики, этот человек (за плечами которого стоит ведомство, вспомнившее о своем былом всесилии) не смог выиграть депутатские выборы.
       
       ОТ РЕДАКЦИИ:
       Глава Чечни Кадыров подал на «Новую газету» в суд. Суть претензий: он (Кадыров) не предпринимал попыток торговли людьми. Его клан (тейп) не контролирует поставки «живой нефти».
       Иск к нам — более миллиона рублей. Мы встретимся в суде.
       У Кадырова один шанс получить миллион: ответить на все вопросы в телепрограмме «Как стать миллионером».

       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera