Сюжеты

МИРУ — МИР, И ЖЕЛАТЕЛЬНО ВЕСЬ

Этот материал вышел в № 32 от 14 Мая 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Попросив прощения у православных и ступив в мусульманскую мечеть, папа римский спешит создать всемирный священный союз глав конфессий — против «фундаментализма» и экстремизма Престарелый папа Иоанн Павел II завершил свое шестидневное...


Попросив прощения у православных и ступив в мусульманскую мечеть, папа римский спешит создать всемирный священный союз глав конфессий — против «фундаментализма» и экстремизма
       

  
       Престарелый папа Иоанн Павел II завершил свое шестидневное паломничество по следам апостола Павла. Как это понимать нам, слабо понимающим, что католики — тоже христиане? Разве не повод криво пошутить над больным стариком? Посетовать на непонятное упорство православных, не желающих, чтобы глава католиков побывал в Москве — Третьем Риме? Изумиться, как его радостно встречают мусульмане?
       Этот больной и слабый святой отец, чье слово обязательно для полутора миллиардов жителей Земли, неуклонно следует намеченным планам. Зачем? Какой смысл этого послания «городу и миру»?
       
       Религия вернулась в общество, пресытившееся атеизмом, в полноте, к которой секулярное сознание не слишком готово. Особенно это проявляется в России: здесь по советской атеистической традиции «церковности» и «духовности» было отведено скучнейшее место под названием «борьба за мир». Причем эта борьба протекала на пепелищах или в предчувствии войны. Все вернулось на круги своя — некая новая дополнительная и необязательная краска для серых будней.
       Однако религия — древнейшая система ценностей, установлений, запретов, правил и знаков. Революция сметает Церковь, но через два-три поколения церковные институты возвращаются еще более могущественными и укорененными в сознании и социуме.
       Все чаще в новостях изумленный гражданин постсоветской эпохи видит священников, патриархов, мулл, раввинов, лам. И не понимает, заменили ли они окончательно «вождей» или это только временная маскировка? Это не маскировка, соотечественники мои, это носители древних как мир установлений. Их жесты исполнены значения, их речи и действия черпают силы в традиции. Они, как никто на земле, уверены в непоколебимости религиозных институтов: государства и режимы приходят и уходят, а тоска человека перед неизвестностью и смертью остается.
       
       Папа
       С точки зрения православного сознания, любой папа — еретик, узурпатор и самозванец. Он возвысился над равными и правит как государь. Он непогрешим.
       Толпы греков встречали его плакатами: «Гротескный двурогий римский монстр, прочь из Греции!»
       Епископы Рима, именующие себя папами с V века, боровшиеся за светскую власть, анафемаствовавшие православных в 1054 году, контролирующие несметные денежные ресурсы, повинные в истреблении еретиков по всему миру, и согбенный старик в белых одеждах... Что общего? Почему при его появлении замирает толпа? Почему в спину ему летят плевки и проклятия?
       Кароль Войтыла был избран на папский престол 262-м по счету и возглавляет Римскую курию с 1978 года. В него стрелял турок в 1981 году и промахнулся. Папа простил его и просил помиловать. Папа милостиво посетил Чапмена, убийцу Джона Леннона, и лично отпустил ему грехи. Только что он просил президента Буша-младшего о помиловании террориста, приговоренного к смерти.
       Именно Иоанн Павел II придал миссии матери Терезы известность, сделал ее деятельность легитимной. Будем пристрастны: мать Тереза и ее сестры, спасая индусов от голода и смерти, немало поспособствовали укреплению католицизма в Индии.
       Папа, поляк по рождению, одним своим наличием обеспечил польское религиозное возрождение в масштабах, которые в России нереальны.
       Папа очень много ездит, несмотря на развивающуюся болезнь. Рим никогда не комментирует, чем именно и насколько серьезно болен папа. Эта фигура не устраивает некоторые влиятельные группы в католической церкви. Когда папа становится активен, в прессе появляются пространные рассуждения о том, что, скорее всего, это будет первый святой отец, который добровольно покинет кафедру по болезни.
       Папа причислил к сонму блаженных Пия IX и Эдит Штайн. По обеим кандидатурам сочли нужным высказаться раввины: папа Пий IX грешен антисемитизмом, а Эдит Штайн — еврейка, а стало быть, жертва католического прозелитизма.
       Иоанн Павел II возглавил широкое празднование двухтысячелетия Иисуса Христа. А в первый послеюбилейный год он назначил празднование католической Пасхи в день, когда ее празднуют православные. Почва для единения возделана.
       Папа стал первым римским первосвященником, кто дерзнул отправиться на православный Восток. Сейчас это Греция. Далее — Украина.
       И в довершение Иоанн Павел II ступил в мечеть.
       Он идет путем апостола Павла. Что это значит?
       
       Апостол
       Павел происходил из семьи фарисея — по рождению должен был принадлежать к гонителям Христа. Павел сторожил вещи палачей святого Стефана, одного из первых мучеников-христиан. Павел отправился с бумагами от иудейских первосвященников в Дамаск, чтобы продолжить гонения на христиан там. По дороге, как гласит одна из книг Нового Завета «Деяния апостолов», Павел пережил явление Иисуса, который спросил его: «Почему ты гонишь меня?» В Дамаск он прибыл уже не фарисеем, а христианином, позднее был введен в число апостолов и считается основателем Церкви как института. Павел неустанно путешествовал и проповедовал.
       Его не раз арестовывали, однако римское гражданство спасало от фарисейских обвинений. Около 64-го года он был казнен в Риме.
       Красивые картины из прошлого, а мы живем в мире, пронизанном информационными технологиями, которые как будто остановили историю, умалили личность и сделали невозможным движение идей, нарушающих плавное и неуклонное движение денег.
       Папа не в буквальном смысле следовал по маршруту апостола Павла. Папа прибыл сперва в самую мощную православную столицу мира — Афины (не по числу адептов, но по совокупности исторических заслуг). В столицу православных, где, он знал, его ждет крайне нерадушный прием.
       Далее — Сирия. Страна с древними христианскими традициями и мусульманским большинством, воспринимающим такой визит исключительно как знак солидарности Рима с арабами в войне против Израиля.
       И наконец Мальта. В прагматичном мире воспоминание о том, что на этом острове располагалась штаб-квартира Мальтийского ордена, — курьез. Однако при всем скептицизме напомним, что это древнейший рыцарский орден. И что поворотные события в СССР произошли именно после встречи Горбачева и Буша-старшего возле Мальты. Все основные фигуранты российских перемен титулованы орденскими почестями. Мы не ищем тайных рычагов. Мы просто задаем вопросы.
       
       «Пусть Господь простит нам...»
       Впервые за последнее тысячелетие нога папы римского ступила на землю Греции — со времени Великого раскола 1054 года вражда двух ветвей христианства двигала историю. Надо сказать, что тысячу лет назад Восточная Церковь была куда более могущественной. По мере умаления ее сил мощь латинства и ислама росла. Православные должны были научиться выживать. Соседство ислама они воспринимали как менее тягостное ярмо, нежели кабала Рима.
       Папа Иоанн Павел II сознательно и не первый год идет на аккуратное сближение с православными церквами: его визит в Грузию и ряд других православных стран — тому подтверждение. Существенно, что это сближение не встречает полного понимания курии: не далее как полгода назад один из влиятельных деятелей Западной Церкви кардинал Ратцингер, глава Конгрегации веры, опубликовал скандальный документ, в котором провозглашалось свертывание реформ Второго Ватиканского собора 1962—1965 годов. И, в частности, проговаривалось, что католики более не должны обращаться к Восточным Церквам как к равным церквам-сестрам.
       Это одно из мнений, но мнение характерное. И папа, прекрасно осведомленный об этих настроениях, упорно стремится на Восток.
       По протоколу при официальном визите главы Ватикана его встречают главы государств и подносят «горсть земли» — для целования. Папа прибыл в Грецию по личному приглашению президента, но как частное лицо, совершающее паломничество. Его встречал лишь министр иностранных дел, не было православных иерархов, и землю ему поднесла девочка-католичка — в нарушение запрета. Православные греки активно противились приезду папы, провели манифестации протеста, встретили «архиеретика» погребальным звоном. «По ком звонит колокол? — Он звонит по тебе, Эллада...»
       Глава Элладской Церкви архиепископ Христодул в конце концов согласился с фактом папского визита: «Греция не закроет двери перед паломником». Однако когда Иоанн Павел II попросил прощения за грехи католиков перед православными, архиепископ Христодул в полном одиночестве зааплодировал папе и обнял его.
       «Все прошлые и настоящие случаи, когда сыны и дочери католической церкви запятнали себя грехом против православных братьев и сестер, пусть Господь простит нам», — сказал папа, помянув анафему 1054 года и оккупацию Константинополя рыцарями 1204—1264 годов.
       Отчасти в оправдание глава православных греков заметил: «Папа был добр к нам, но, конечно, проблемы между нашими церквами по-прежнему остаются. Нелегко забыть за одну ночь притеснения, которые совершались в течение тысячелетия». Он отметил, что ни слова не сказано об оккупации Кипра и ряда островов турками, о захваченных святынях, что папство не проявило солидарности с греками ни пять веков тому назад, ни в прошедшем столетии, подменяя реальную помощь навязыванием «аморальной деятельности латинской унии».
       Папа не смог подняться на Акрополь к постаменту, возле которого апостол Павел похвалил язычников за почитание «незнаемого Бога». Но это уже было не так важно. В итоге архиепископ и папа подписали совместную декларацию против насилия.
       
       «Новости века»
       Визит в Сирию был прямой противоположностью афинскому. Папу в аэропорту встречали и провожали президент Башар аль-Асад, верховный муфтий Ахмад Кафтаро, толпы радостных арабов, христиан и мусульман. Папа, некоторое время назад повинившийся от имени католиков за крестовые походы, на сей раз призвал христиан и мусульман «простить друг друга».
       Опять же не обошлось без «новости тысячелетия»: папа снял обувь и вошел в мечеть. Запланированная совместная молитва мусульман и христиан была отменена святым отцом, «чтобы не оскорблять чувств мусульман». Сам папа помолился в мечети Омейядов в Дамаске — возле часовни с мощами Иоанна Крестителя. А затем обратился к мусульманам: «Весь мир смотрит на Ближний Восток с надеждой и участием, внимательно ожидая любого проявления конструктивного диалога». Сирийцы, ожидавшие от папы прямого выражения поддержки арабской борьбы с Израилем, произносили весьма радикальные речи. В частности, президент Асад заявил, что «палестинцы — это христианские мученики наших дней, и тех и других терзали евреи», которые «предали не только Христа, но пытались убить пророка Мухаммеда», а «израильское общество более расистское, чем общество нацистской Германии». Папа промолчал, а его доверенные лица поспешили заявить, что «мнение святого отца относительно антисемитизма хорошо известно». Однако в ходе дальнейших обменов мнениями глава Рима дал понять, что настало время запретить насильственный захват территорий, признать права народов на самоопределение и уважать резолюции ООН.
       Косвенная поддержка «мирного процесса» содержалась и в визите делегации в разрушенный до основания Израилем город Эль-Кунейтра на Голанских высотах, где папа благословил саженец оливы.
       В этом месте, по преданию, случилась судьбоносная остановка апостола Павла, ему явился Иисус.
       В этом месте святой отец дал надежду арабам, что он солидарен с их протестом, — в обмен на готовность к мирному выходу из кризиса.
       Завершая визит в Сирию, папа отслужил мессу для арабов-католиков на стадионе имени Аббасидов.
       
       Мягкая поступь твердого порядка
       Католическая церковь еще недавно оставалась активной противницей любых экуменических движений, не признавала ни реального межрелигиозного диалога, ни тем более совместных молитв. Католики (в лице папы) простили и попросили прощения у протестантов, православных, мусульман. На новом витке новых религиозных войн Рим спешит возглавить всемирный священный союз глав конфессий, призванных усмирить «подведомственный» им «фундаментализм», «экстремизм» и любую религиозную активность.
       Риму предстоит взять несколько нетвердых крепостей: Украину, Сербию и Россию. Украина уже готова. Патриарх Алексий II высказался категорически против визита папы. Но рано или поздно эта новая «уния доброй воли» будет заключена. И речь совсем не идет об экспансии на каноническую территорию или прозелитизме, т.е. обращении в свою веру. Хотят того православные и мусульмане или нет — светские и церковные правители Востока польщены вниманием к ним столь символичной персоны, каковою остается папа римский. При этом понтифике или при его преемнике — не так важно для института, которому полторы тысячи лет, — глобальное послушание, возможно, наступит.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera