СюжетыОбщество

ТВ НА УРОВНЕ РЕФЛЕКСА

Этот материал вышел в номере № 32 от 14 Мая 2001 г.
Читать
Рефлекс сильнее разума. Интересно, сколько лет потребуется на то, чтобы рука отвыкла сама включать телевизор с четвертой кнопки? И чтобы во внутренний биоритм существования «Сегодня» в 20.00 и в 23.00 вошло, как некогда «Сегодня» в 19.00 и...

Р

ефлекс сильнее разума. Интересно, сколько лет потребуется на то, чтобы рука отвыкла сама включать телевизор с четвертой кнопки? И чтобы во внутренний биоритм существования «Сегодня» в 20.00 и в 23.00 вошло, как некогда «Сегодня» в 19.00 и в 22.00. Новости НТВ и не хочешь, а посмотришь, а новости ТВ-6 и хочешь, но пропустишь — просто привык в это время заниматься чем-то другим.

Собственно, о развалившихся и перекроившихся каналах говорить пока еще нечего. ТВ-6 явно ждет окончательных решений собрания акционеров 14 мая, чтобы знать, есть ли у команды Киселева вся полнота полномочий или нет. И новости экс-энтэвэшников в контексте старого ТВ-6 выглядят инородным телом (еще один рефлекс, привитый нам старым НТВ, всегда сопровождавшим своего зрителя от новостей к новостям через достойные программы и фильмы. Естественно, что начинка ТВ-6 этим новостям неадекватна.)

А то, что осталось на четвертой кнопке НТВ, хоть и перестало «использовать эфир в политических целях одного из акционеров», но сильно напоминает завязавшего алкоголика, которого гордая жена вывела в свет похвастаться — а мой-то не пьет! Не пьет. Но такая тоска в глазах, что лучше б уж пил!

Новости четвертого канала ныне ничем не отличишь от новостей канала первого и второго — можно и не пытаться. Элементарный пример: энтэвэшный сюжет о митинге 7 мая «Идущих вместе» мало чем отличался от бравурного «вестевского» рапортования о том, что площадь после «идущих» осталась чистой-чистой, а сами «идущие» не курят, не пьют, не употребляют наркотики...

«Ну что, зажимаем мы свободу слова?!» — горделиво вопрошает новое руководство НТВ. Не зажимаете. Зажимать уже нечего. Если сочинский корреспондент канала Тамара Карташова, прежде известная своими острыми сюжетами о проблемах города, вдруг снимает елейный елей о пребывании президентского полпреда Казанцева на отдыхе, то больше уже говорить не о чем. Если и не внешний, то внутренний цензор у оставшихся на четвертом канале включен на полную катушку. (Случайно попал в руки справочник Госкомстата за первый квартал 2001 года. Полюбопытствовала, как работал «Газпром» в первые 4 месяца года, то есть в разгар битвы за НТВ, — объем добычи газа составил 98,2% по отношению к соответствующему периоду прошлого года, объем эксплуатационного бурения за 4 месяца снизился на 23,7% , а разведочного бурения — на 41,2%. Зато овладели НТВ!)

Новое руководство НТВ ждет лета, чтобы списать резкое падение рейтингов на традиционный летний рейтинговый провал. А тут весьма не-кстати в останкинском воздухе завитали слухи о том, что якобы ОРТ намерено сделать лето на первом канале по полной программе, а не забивать эфир традиционными повторами, — и конкуренты в ужасе...

Собственно, о «чисто» телевидении, а не политических и финансовых дрязгах вокруг него, за время майских праздников сказать особо нечего. Все обыденно. Разве что несколько сюжетов и фильмов к 9 Мая запали в память. Репортаж Владимира Федорова в программе «Время» (ОРТ, 8 мая) о немце, гитлерюгендом пришедшим на русскую землю. Он мечтал владеть здесь землями и рабами, а в итоге влюбился, женился, вырастил на этой земле своих детей и не хочет отсюда уезжать. Интересный спецрепортаж «Маэстро» (РТР, 8 мая) о летчиках, ставших прообразами «желторотиков», и «Маэстро» из «второй поющей» в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни старики».

На канале «Культура» 9 Мая в документальном фильме М. Дохматской «Солдат и маршал» идет детальное опровержение легенды о том, что знамя победы над рейхстагом было водружено Егоровым и Кантария. Документ за документом, свидетельство за свидетельством доказывают, что первым еще 30 мая, за день до ставших официальными «знаменосцами» Победы, знамя над рейхтагом было водружено советским солдатом Георгием Булатовым, не изведавшим ни славы, ни почестей Егорова и Кантария, водружавших знамя уже 1 мая для съемки сюжета кинохроники.

Через 15 минут после этого фильма в «Вестях» вышел репортаж о хранении в Музее Вооруженных Сил знамени Победы. Вопрос — какого из знамен? Использованного для постановочных съемок? Но авторы сюжета в «Вестях» о подлоге 56-летней давности не догадываются и с жаром рассказывают, насколько бережно хранят музейные работники священную реликвию, не отдавая ее даже на парады (во всех мероприятиях участвуют специально выполненные копии). Кинохроника во времена войны и телевидение нынче так часто делают героями и святынями не то и не что является таковыми на самом деле. Только часто некому задать вопрос: что храним?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow