Сюжеты

КАКИХ КОНЕЙ МЕНЯЮТ НА ПЕРЕПРАВЕ

Этот материал вышел в № 32 от 14 Мая 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

10 лет назад, 13 мая 1991 года, начало свое вещание РТР Бегущие кони, еще неофициальный «диссидентствующий» триколор в оформлении канала, свежие лица — Гурнов, Ростов, Сорокина в «Вестях», вызванная из Нижнего (тогда еще Горького) Нина...


10 лет назад, 13 мая 1991 года, начало свое вещание РТР
       
       Бегущие кони, еще неофициальный «диссидентствующий» триколор в оформлении канала, свежие лица — Гурнов, Ростов, Сорокина в «Вестях», вызванная из Нижнего (тогда еще Горького) Нина Зверева в программе «Без ретуши», где корреспонденты газет в прямом эфире(!) задают любые вопросы(!) кандидатам в президенты(!), опять же в прямом эфире концерт, на котором Сорокина вытаскивает на сцену тогдашнего премьер-министра(!) России Силаева и дает ему в руки баян — сыграйте, Иван Степанович!
       «Все это было свежо и ново для N-ской губернии», — писал, правда по другому поводу, классик...
       Пытаюсь вспомнить, как это было. Ощущение свежести — май, нежная листва, первые грозы, последние надежды...
       Что в сухом остатке? Провожу эксперимент над собой. Что вспоминается без специальной подготовки? «Санта-Барбара», «Санта-Барбара» и еще раз «Санта-Барбара»(появившаяся в эфире всего через несколько месяцев после создания канала, она стала талисманом гостелевидения, и уже кажется, что РТР будет жить, пока будет идти «Санта-Барбара»). Последний эфир Сорокиной (без малого четыре года, как она ушла с канала, а все первое десятилетие РТР вспоминается с ее лицом). Ночное порно с генпрокурором в главной роли — никто из каналов не показал тогда скандальную пленку, никто, кроме гостелевидения. «Сам себе режиссер» как главный долгожитель канала и едва ли не единственное совпадение пристрастий зрителей, руководителей и критиков (во всех остальных случаях — «Моя семья», «Идеальный мужчина» и главное достижение РТР — «Аншлаг». Критики кричат: «Пошлость!», а руководители отмахиваются: «Рейтинг!»). Старая, старая квартира — отдохновение души всех, кому больше двадцати. Так, на вскидку, пожалуй, и все воспоминания. Ах да, еще Мамонтов на борту «Петра Великого»...
       Забыт почему-то «Репортер» Михаила Дегтяря. На ночь задвинуты «Мужчина и женщина» Прошутинской и Максимова, «И дольше века» Молчанова, «Архивные тайны» Комаровой. Считается, что это интересует нашего зрителя много меньше, чем 9 сериалов в день, и пошловатые фильмы недавнего прошлого в прайм.
       Интересно задуманный и широко разрекламированный проект Манского «Россия. Рождение» в своих первых сериях оказался той горой, которая родила мышь. Из собственного производства сериалов в десятку пока попали только «Простые истины» — действительно первый качественный отечественный сериал для школьников. Остальное или в общей обойме «убийственных» добротных детективов («Маросейка,12», «Марш Турецкого»), или на том уровне примитивизма («С Новым Годом-2»), что и мелодрамой называть-то не хочется, дабы не обижать не высокий, но все же приличный жанр.
       Об освещении деятельности президента и правительства я не говорю. Это без комментариев. Разумеется, государственный статус накладывает на телеканал определенные обязательства. Паркетные съемки, смягченные интонации, обязательный пиар того, что и пиарить-то невозможно, немыслимые «Парламентские часы» и «Федерации», самим своим существованием дискредитирующие Думу и Совет Федерации больше, чем отсутствие информации об их деятельности... Хороши ли нынешние «Вести» — вопрос системы координат. Они явно не попадают во время, как «Вести» 91-го, но по сравнению с тем провалом, который был еще пару лет назад, стали явно поприличнее.
       Но госканал — это не только унылые обязательства, но и госфинансирование. И если в документах проверки деятельности ВГТРК Счетной палатой значится, что гонорар Сванидзе за одну программу «Зеркало» в прошлом году составлял 25 тысяч долларов, то можно сделать вывод, что госфинансирование неплохое. Тем более, что отвечающий за «творческое» наполнение канала Александр Акопов может себе позволить перебить новый российский фильм у конкурентов, предложив за показ 100—120 тысяч долларов, в то время как верхняя планка всех каналов — 25—30 тысяч. Говорят, что за право на показ «Титаника» Акопов готов был выложить 750 тысяч долларов, но тут уж конкуренты объединились и взбунтовались, объяснив представителю государственного телевидения, какой шум ждет его в прессе, если он рискнет завысить закупочную цену на столько порядков.
       Что есть РТР сегодня? Рупор Кремля? Арена для пиара? Плацдарм для демонстрации возможностей? (Государства? «Видео-Интернешнл»? Лесина?) В любом случае это не то, чем было РТР в мае 1991-го. Страна другая, скажете вы? Другая. Но кто ее изменил?!
       Десять лет, казалось бы, серьезная дата для новейшей российской истории. Наши умудряющиеся выжить СМИ традиционно отмечают и более скромные юбилеи. Но государственное телевидение обошлось без пышных торжеств. Праздновать пока нечего?
       

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera