Сюжеты

ВЕЧЕРОМ — СТУЛЬЯ, УТРОМ — ЖУРНАЛИСТЫ

Этот материал вышел в № 32 от 14 Мая 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Чтобы люди не попадали в акты передачи собственности наряду с магнитофонами, необходимы поправки в Закон о СМИ Надеюсь, еще не ушел из памяти захват НТВ. Этот передел собственности на телевизионном пространстве все в один голос называли...


Чтобы люди не попадали в акты передачи собственности наряду с магнитофонами, необходимы поправки в Закон о СМИ
       
       Надеюсь, еще не ушел из памяти захват НТВ. Этот передел собственности на телевизионном пространстве все в один голос называли промыслом именно наших дней. А ведь сценарий этой драмы уже был успешно опробован два года назад. Когда мы всем коллективом 31-го канала стояли на двух расходящихся, как льдины, взаимоисключающих друг друга законах.
       Опытнейший юрист Яковлев в теледебатах на НТВ отметил главную, неразрешимую правовым способом, проблему: конфликт законов — о СМИ и об акционерных обществах.
       Вопрос и сегодня остается тот же: не как защитить финансовые интересы собственников телекомпании (закон об акционерных обществах тщательно подработан), а как защитить права журналистов, чтобы наших коллег не перечисляли в актах передачи собственности вместе с магнитофонами, компьютерами и кофеварками?
       Прежде всего нужно разделить ответственность перед законом собственников и журналистов. Допустим, вы, собственник, перекупили издание, телеканал и даете задание редакционному коллективу изменить редакционную политику. Вспомним нового технолога ТВ Коха, потребовавшего от журналистов НТВ перестать быть агитбригадой у костра, а стать бригадой у костра другого. Не хотите — увольняйтесь, или вышвырнем. Сегодня так можно. И так происходит.
       А ведь чтобы хоть как-то исправить ситуацию, требуется не так уж много. Вставить в статью 20 закона о СМИ абзац: «В устав организации, действующей в любой допускаемой законом правовой форме, в том случае, если основным видом деятельности организации является создание и распространение средства массовой информации, наряду с требованиями законодательства, применимыми к деятельности организации данной формы, должны быть включены требования к уставу редакции, изложенные в настоящей статье Закона».
       Что это означает? Закон об акционерных обществах, учитывая поправку, неизбежно сопрягается с законом о СМИ.
       Давайте оговорим в законе: хотите, уважаемый владелец СМИ, перезаказать музыку, тогда перепишите партитуру, то есть концепцию вещания. Добавьте, к примеру, веселья, сократите информацию, оговорите, что она должна сопровождаться стриптизом.
       «Но тогда-то уж можно показывать на экране то, что я хочу?» — раздраженно спросит собственник. Можно, но только в этом случае в соответствии с законом направьте новую концепцию в Минпечати, зарегистрируйте там новое СМИ, а затем в лицензионном управлении встаньте на конкурс на эту же, принадлежавшую вам частоту. И на тендере, условия которого до сих пор не определены никакими нормативными документами, соревнуйтесь с другими претендентами. (К слову сказать, метровый канал ждут многие и многие, в том числе и еще одна телекомпания «Газпрома» — АСТ, которая на триста с лишним городов вещает, а в Москве ее никто не видит.)
       А новую концепцию, где больше веселья, развлечений и раскованности, раздайте в коллективе — пусть решают журналисты: кто захочет перековаться, а кто — нет.
       И еще, без чего закон о СМИ не может защитить журналистов, гарантировать им нормальные условия работы. Необходимо прописать в нем условие: тот, кто хочет вложить свои средства и стать владельцем телеканала, должен знать, что это накладывает на него и определенные обязательства помимо стрижки купонов: обеспечивать деятельность средства массовой информации. Вы не можете спрашивать с журналистов проценты с вложенного капитала, если, утвердив концепцию СМИ, реально не обеспечиваете деятельность редакции. Поэтому, если вы просто хотите купить акции и ни о чем не думать, ищите на бирже другую компанию и не играйте в азартные игры со СМИ.
       При таких поправках к закону о СМИ журналистам будет значительно легче противостоять приемам респектабельных наперсточников, окруженных для надежности широкими плечами и кожаными куртками.
       И тогда, хорош или плох тот или иной директор телекомпании, любые взаимоотношения в журналистском коллективе будут не более чем отдельная частная история... И тогда владелец канал крепко подумает, прежде чем менять концепцию канала. И тогда потенциальный покупатель акций телекомпании взвесит: вложить ли ему деньги в нефтяной бизнес и ни о чем не думать, или, вступая в медиабизнес, взять на себя ответственность за вещательную концепцию канала и за ее обеспечение?
       И лишь после этого предъявлять претензии журналистам за строптивость и неуважение к собственнику.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera