Сюжеты

НИ ПУХА НИ ПЕРА, ПЕТУХ ШАНТЕКЛЕР!

Этот материал вышел в № 32 от 14 Мая 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

«Шантеклер» Эдмона Ростана. Постановка Константина Райкина. Театр «Сатирикон». В ролях: Денис Суханов, Елена Бутенко, Григорий Сиятвинда По легенде, «Шантеклер» — любимая пьеса Аркадия Райкина. По неслучившейся карьере драматического...


«Шантеклер» Эдмона Ростана. Постановка Константина Райкина. Театр «Сатирикон». В ролях: Денис Суханов, Елена Бутенко, Григорий Сиятвинда
       
       По легенде, «Шантеклер» — любимая пьеса Аркадия Райкина. По неслучившейся карьере драматического актера он сетовал только из-за нее и Хлестакова. Сегодня самая автобиографичная ростановская пьеса о петухе Шантеклере, ратующем за почвеннический подход к жизни и искусству, поставлена Константином Райкиным в «Сатириконе» в лучших традициях эстрадного шоу, на стыке мюзикла и драмы.
       Говорят, на спектакль потрачено до миллиона долларов, часть суммы взяли в банке в форме кредита; такие финансовые отношения — новое слово в сегодняшней российской театральной практике. Костюмы Аллы Коженковой, которые «съели» значительную часть задействованных средств, действительно впечатляют — золото парчи, разноцветье шелка, феерия пуха и пера... Тенденция последних сезонов ставить спектакли «буржуазных», бродвейских жанров: детективы, триллеры, создавать новый, в хорошем смысле коммерческий, театр оправдывает себя.
       И вот на московской сцене появился мюзикл.
       Общечеловеческие сюжеты: испытание любовью, предательство свиты и последующая самоидентификация разыгрываются на птичьем дворе. Гигантские лопаты и горшки (сценография Бориса Валуева) делают актеров совсем маленькими, куриные насесты, уходящие в колосники, инфернально мерцают в неоновом свете. Сцена ночного заговора сов против петуха походит на вставную новеллу и объясняет скрытый революционный смысл повествования — Ростан отождествлял жителей птичьего двора со своими эстетическими противниками — литераторами-декадентами, себя — с героическим петухом, который рискнул вопреки западным веяниям в родном курятнике держаться корней.
       Но дело здесь не только в дорогих костюмах и метафорических горшках. Предвестник зари может петь только после того, как прикоснется к земле. Эту дерзкую для 1910 года мысль Ростана, уже современника Аполлинера, Райкин травестировал в равнодушный к дерзостям год 2001-й — имеющий глаза да увидит ее и за блеском золотой парчи.
       Конечно, люди, способные заплатить до тысячи рублей за билет, в первую очередь хотят, чтобы им сделали красиво, и мюзик-холльную броскость и яркость шоу-спектакля они получают сполна. Но и приложенная в виде красиво упакованного бонуса басенная мораль проглатывается ими незаметно: несмотря на регламентированную яркость оперения и предлагаемые обстоятельства, всегда можно остаться самим собой. Шантеклер убежден, что солнце всходит только по его «кукареку». Возлюбленная им Фазанья Курочка уверяет его, что это не так, и запрещает ему петь. Тот поет тайком, но, послушавшись однажды увещеваний, пропускает зарю, и та встает без него.
       Денис Суханов — само воплощение петушиной сути: он задирист и страшно самоуверен. Тем нагляднее стремительное падение наивного, но небезнадежного гордеца с заоблачных высот, которые саркастически осмеивает маленький юркий Дрозд Григория Сиятвинды, невероятно смахивающий на беса-искусителя из преисподней.
       Логичный пафос притчи о пережившем разочарование в своем высоком предназначении, но не сломавшемся, а ставшем сильнее и мудрее Шантеклере, похоже, пришелся по душе и по карману публике, без особого труда пробившейся сквозь феерию пуха и пера к манифестированной философии сильного.
       Кредит должен быть возвращен в кратчайшие сроки.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera