Сюжеты

ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ. МЕРТВЫХ БОЛЬШЕ

Этот материал вышел в № 32 от 14 Мая 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Ярмарка актуального искусства «Арт Москва» успешно преодолела нравственные стереотипы Ох, не думал я, что придется дважды в сезон писать о ярмарке «Арт Москва». Можно было, конечно, планировать «под занавес» рассказ об успешных продажах...


Ярмарка актуального искусства «Арт Москва» успешно преодолела нравственные стереотипы
       
       Ох, не думал я, что придется дважды в сезон писать о ярмарке «Арт Москва». Можно было, конечно, планировать «под занавес» рассказ об успешных продажах современного искусства, о случившихся художественных открытиях. Но...
       
       Завершившийся арт-форум сопровождала обширная программа некоммерческих выставок. Некоторые из них (например, «Субъект и власть» или спекулятивно-злободневная «Чечня» с компьютерными принтами Гоши Острецова и закольцованной фонограммой истеричного крика Александра Бренера «Чечня!!! Чечня!!! Чечня!!!») оказались составлены из произведений постоянных художников главных артмосковских галерей — Марата Гельмана, «Айдан» и XL.
       Помимо директорства в галереях, одноименный Гельман, Айдан Салахова и Елена Селина являются наиболее энергичными участниками экспертного совета ярмарки. Так что встреча с «их» авторами в финальном проекте — еще одной нон-профитной выставке «Мастерская Арт Москва» — была почти неизбежна. По решению трех галеристов оказались отобраны 26 человек — «фигуры, оказывающие реальное влияние на современную ситуацию в российском изобразительном искусстве». Предвкушая реакцию зрителей, организаторы заранее обещали «вызов художественной критике» и призывали журналистов «не уходить в событийные детали вернисажа».
       А детали оказались что надо.
       Еще в дни ярмарки посетители шарахались то от снимков занимающегося любовью Олега Кулика (кадры как бы проступали сквозь изображения соитий зебр, обезьян и прочих зверушек — цикл «Новый рай» на стенде XL), то от фотографий Арсена Савадова, заставившего голых чумазых донбасских шахтеров примерять перед объективом белые балетные пачки.
       Желание эпатировать публику встречалось в искусстве и прежде — выступления Бурлюка, первые выставки «Бубнового валета». Разница в том, что сто лет назад это делалось на языке самого искусства.
       Когда-то давно, в Коктебеле, мне в руки попала напечатанная в 1913 году брошюра Максимилиана Волошина о художнике Репине. Поэт писал о «роли ужасного в искусстве», о невозможности публичного представления репинской картины, где Иван Грозный убивает своего сына — из-за чересчур прямолинейного обращения живописца к непроизвольным зрительским эмоциям. Попросту из-за обилия изображенной крови.
       Сегодня Репин «отдыхает», а «прямые авторские высказывания» (еще одна формулировка экспертов) по-настоящему удались. Все, на что смогли решиться перед вернисажем «Мастерской Арт Москва» растерянные и нервные ее устроители из компании «Экспо-Парк. Выставочные проекты», — повесить объявления о недопустимости посещения залов несовершеннолетними зрителями.
       Снова всех переиграл Гельман, замкнувший общее внимание на очередного своего подопечного. Многолюдная и многодельная ярмарка оказалась прелюдией к экспозиции, чьим смысловым центром стал стенд художника Савадова — из-за которого, собственно, и вешали объявление. Здесь демонстрировалась экспозиция «Книга мертвых»: моделями крупноформатных жанровых фотографий стали разновозрастные обитатели морга, помещенные в обыденные интерьеры. Следы от вскрытия, трупные пятна, закатившиеся глаза в сочетании с мебелью, рюмками, настенными календарями — вот художественные средства выпускника Киевского художественного вуза «1962 г. р.».
       Оставим в стороне дискуссии об авторском взгляде художника и тому подобных материях. Вряд ли кто-нибудь, даже из числа самых малооплачиваемых сотрудников «Экспо-Парка», заранее готов таким способом послужить актуальному искусству. Сюжет подходит, скорее, для психиатра или юриста.
       К слову, напомню о громком скандале, в минувшем феврале разразившемся в Новосибирске: Государственный таможенный комитет России обвинил медицинскую академию этого города в нарушении естественного для каждого человека права на погребение. Для изготовления учебных пособий руководство академии отправило в Германию 56 анатомических препаратов человеческого тела и 440 — человеческих мозгов. Разбирательство еще ведется, но уже ясно: даже рядовые сибирские таможенники, принявшие к оформлению этот груз, подвергнутся дисциплинарной ответственности.
       Аналогичные вопросы возникают у посетителей ЦДХ. Видевшие выставку «Мастерской» медики в один голос утверждают, что организовать съемки легально было бы абсолютно невозможно.
       Открытая демонстрация подобного «арт-сюжета» невероятна в регламентированной Европе, чьим стандартам призывает соответствовать «прогрессивная» арт-критика. В своем отечестве она готова относиться к таким исканиям вполне снисходительно. Цитата из недавнего номера московского «Художественного журнала»: «... компьютер не стал пока главным в среде украинских художников, все еще создающих свои произведения преимущественно фотоспособом... Так, например, Илья Чичкан для своей работы «Спящие Принцы Украины» достает из банки с формалином настоящих мутантов, одевает им на руки и вдевает в уши настоящие (но очень дешевые) ювелирные украшения, а затем снимает все это чуть ли не в настоящих студийных условиях».
       В 1997 году в экспертном совете ярмарки было десять человек — на вернисаже всего-навсего зарезали овцу. Теперь экспертов трое, прогресс налицо.
       Причем и деньгами, и репутацией отвечают за происходящее не они, а компания «Экспо-Парк». А ведь, помимо «Арт Москвы», она проводит Антикварные салоны, выставки дизайна, ярмарку интеллектуальной литературы...
       «Мы надеемся, что подобные акции в дальнейшем станут регулярными событиями российской художественной сцены», — пишут в пресс-релизе идеологи «Мастерской Арт Москва».
       Звучит угрожающе.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera