Сюжеты

ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ. МЕРТВЫХ БОЛЬШЕ

Этот материал вышел в № 32 от 14 Мая 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Ярмарка актуального искусства «Арт Москва» успешно преодолела нравственные стереотипы Ох, не думал я, что придется дважды в сезон писать о ярмарке «Арт Москва». Можно было, конечно, планировать «под занавес» рассказ об успешных продажах...


Ярмарка актуального искусства «Арт Москва» успешно преодолела нравственные стереотипы
       
       Ох, не думал я, что придется дважды в сезон писать о ярмарке «Арт Москва». Можно было, конечно, планировать «под занавес» рассказ об успешных продажах современного искусства, о случившихся художественных открытиях. Но...
       
       Завершившийся арт-форум сопровождала обширная программа некоммерческих выставок. Некоторые из них (например, «Субъект и власть» или спекулятивно-злободневная «Чечня» с компьютерными принтами Гоши Острецова и закольцованной фонограммой истеричного крика Александра Бренера «Чечня!!! Чечня!!! Чечня!!!») оказались составлены из произведений постоянных художников главных артмосковских галерей — Марата Гельмана, «Айдан» и XL.
       Помимо директорства в галереях, одноименный Гельман, Айдан Салахова и Елена Селина являются наиболее энергичными участниками экспертного совета ярмарки. Так что встреча с «их» авторами в финальном проекте — еще одной нон-профитной выставке «Мастерская Арт Москва» — была почти неизбежна. По решению трех галеристов оказались отобраны 26 человек — «фигуры, оказывающие реальное влияние на современную ситуацию в российском изобразительном искусстве». Предвкушая реакцию зрителей, организаторы заранее обещали «вызов художественной критике» и призывали журналистов «не уходить в событийные детали вернисажа».
       А детали оказались что надо.
       Еще в дни ярмарки посетители шарахались то от снимков занимающегося любовью Олега Кулика (кадры как бы проступали сквозь изображения соитий зебр, обезьян и прочих зверушек — цикл «Новый рай» на стенде XL), то от фотографий Арсена Савадова, заставившего голых чумазых донбасских шахтеров примерять перед объективом белые балетные пачки.
       Желание эпатировать публику встречалось в искусстве и прежде — выступления Бурлюка, первые выставки «Бубнового валета». Разница в том, что сто лет назад это делалось на языке самого искусства.
       Когда-то давно, в Коктебеле, мне в руки попала напечатанная в 1913 году брошюра Максимилиана Волошина о художнике Репине. Поэт писал о «роли ужасного в искусстве», о невозможности публичного представления репинской картины, где Иван Грозный убивает своего сына — из-за чересчур прямолинейного обращения живописца к непроизвольным зрительским эмоциям. Попросту из-за обилия изображенной крови.
       Сегодня Репин «отдыхает», а «прямые авторские высказывания» (еще одна формулировка экспертов) по-настоящему удались. Все, на что смогли решиться перед вернисажем «Мастерской Арт Москва» растерянные и нервные ее устроители из компании «Экспо-Парк. Выставочные проекты», — повесить объявления о недопустимости посещения залов несовершеннолетними зрителями.
       Снова всех переиграл Гельман, замкнувший общее внимание на очередного своего подопечного. Многолюдная и многодельная ярмарка оказалась прелюдией к экспозиции, чьим смысловым центром стал стенд художника Савадова — из-за которого, собственно, и вешали объявление. Здесь демонстрировалась экспозиция «Книга мертвых»: моделями крупноформатных жанровых фотографий стали разновозрастные обитатели морга, помещенные в обыденные интерьеры. Следы от вскрытия, трупные пятна, закатившиеся глаза в сочетании с мебелью, рюмками, настенными календарями — вот художественные средства выпускника Киевского художественного вуза «1962 г. р.».
       Оставим в стороне дискуссии об авторском взгляде художника и тому подобных материях. Вряд ли кто-нибудь, даже из числа самых малооплачиваемых сотрудников «Экспо-Парка», заранее готов таким способом послужить актуальному искусству. Сюжет подходит, скорее, для психиатра или юриста.
       К слову, напомню о громком скандале, в минувшем феврале разразившемся в Новосибирске: Государственный таможенный комитет России обвинил медицинскую академию этого города в нарушении естественного для каждого человека права на погребение. Для изготовления учебных пособий руководство академии отправило в Германию 56 анатомических препаратов человеческого тела и 440 — человеческих мозгов. Разбирательство еще ведется, но уже ясно: даже рядовые сибирские таможенники, принявшие к оформлению этот груз, подвергнутся дисциплинарной ответственности.
       Аналогичные вопросы возникают у посетителей ЦДХ. Видевшие выставку «Мастерской» медики в один голос утверждают, что организовать съемки легально было бы абсолютно невозможно.
       Открытая демонстрация подобного «арт-сюжета» невероятна в регламентированной Европе, чьим стандартам призывает соответствовать «прогрессивная» арт-критика. В своем отечестве она готова относиться к таким исканиям вполне снисходительно. Цитата из недавнего номера московского «Художественного журнала»: «... компьютер не стал пока главным в среде украинских художников, все еще создающих свои произведения преимущественно фотоспособом... Так, например, Илья Чичкан для своей работы «Спящие Принцы Украины» достает из банки с формалином настоящих мутантов, одевает им на руки и вдевает в уши настоящие (но очень дешевые) ювелирные украшения, а затем снимает все это чуть ли не в настоящих студийных условиях».
       В 1997 году в экспертном совете ярмарки было десять человек — на вернисаже всего-навсего зарезали овцу. Теперь экспертов трое, прогресс налицо.
       Причем и деньгами, и репутацией отвечают за происходящее не они, а компания «Экспо-Парк». А ведь, помимо «Арт Москвы», она проводит Антикварные салоны, выставки дизайна, ярмарку интеллектуальной литературы...
       «Мы надеемся, что подобные акции в дальнейшем станут регулярными событиями российской художественной сцены», — пишут в пресс-релизе идеологи «Мастерской Арт Москва».
       Звучит угрожающе.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera