Сюжеты

НА НЕГО СМОТРЯТ, РАЗИНУВ РТЫ. ЧТО ЭТО? МОРОЖЕНОЕ

Этот материал вышел в № 34 от 21 Мая 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Советское время. Туапсе. Лето. Жара. В единственном на весь приморский город киоске сидит, подбоченясь, внушительных размеров тетка. А на белом листе написано: «Мороженого нет!!!» Именно так: с тремя восклицательными. Выражение злой...


       
       Советское время. Туапсе. Лето. Жара. В единственном на весь приморский город киоске сидит, подбоченясь, внушительных размеров тетка. А на белом листе написано: «Мороженого нет!!!» Именно так: с тремя восклицательными. Выражение злой радости на лице хорошо гармонирует с надписью. Мол, нате, выкусите, нету мороженого, нету, нету!!! Видать, по глупости не догадалась написать: и не будет. На всё лето. И поставить двадцать восклицательных знаков.
       Я вспомнила эту картинку, когда на днях попала на III Всероссийский конгресс лучших менеджеров. Где и познакомилась с Александром Удовенко, председателем совета директоров ОАО «Айсберг». В програмке так и было написано: «Основной вид деятельности: производство мороженого. Тула».
       Александр работал инженером на Тульском сахарорафинадном заводе. В 89-м ушел в бизнес.
       «Знаете, вам, наверное, любой бизнесмен скажет, что тот первый закон о свободном предпринимательстве был самым лучшим. И самым свободным. Тогда произошло то, о чем мы сейчас мечтаем. Напомню: в первый год своего предпринимательства ты платил государству 3% налога, во второй год — 7%, в третий — 10%. Сказочно!»
       Два года он провел в кооперативном движении, потом ушел в брокерскую контору, затем — в торговлю...
       «Помните, в 92—93-м годах началась массовая торговля? Все высыпали на улицу и начали торговать на асфальте. Тогда и я занялся торговлей мороженым. Но просто торговать мне было скучно».
       Четырнадцать лет Александр Удовенко был производственником, и как бы сильно ни увлекал его бизнес, просто так — продал-купил — ему было неинтересно. Хотелось создать что-то свое, с нуля. Решил попробовать себя на самом простом и самом сложном. Поэтому — мороженое!
       «Чтобы сейчас ни говорили, не все в Советском Союзе было плохо. Например, школа советских пищевиков держала уровень. В том же производстве мороженого полностью исключались заменители. Помните, иностранцы, не зная, что из советского похвалить, чтобы не лицемерить, говорили о красоте Красной площади и о нашем вкусном мороженом. И ведь не лукавили!»
       Короче, Александр хотел соединить традицию и новацию. И кажется, у него получилось. Пять лет занят производством мороженого. Начинал с маленького предприятия. А теперь на его фабрике работают уже 460 человек.
       «На фабрике — конкурс. И для рабочих, и для менеджеров. Прежде чем принять рабочего, мы два месяца обучаем его в своем учебном центре. Теория, практика и только потом допуск к работе. А конкурс менеджеров вообще очень серьезный. Из ста претендентов берем трех человек. Кстати, пятнадцать наших менеджеров учатся в Британском открытом университете. В их числе и я, четвертый курс заканчиваю».
       Шестьдесят пять видов мороженого производит фабрика Александра Удовенко. У меня не хватает страниц в блокноте, чтобы записать все названия: из эскимо — «Забава», «Барсучок», «Кудесник», дальше идет мороженое в вафельных стаканчиках, торты-мороженое и т.д.
       На III Всероссийском конгрессе менеджеров Александра Удовенко наградили Национальной премией имени Петра Великого.
       «Думаю, неслучайно, — смеется Александр. — Уверен, Петр Первый любил мороженое».
       Между прочим, Конгресс лучших менеджеров придумали два капитана. Два капитана-подводника: Виктор Семенович Засыпко (президент фонда и генеральный директор) и Игорь Григорьевич Локтев (генеральный директор фонда и исполнительный секретарь Российской общественной комиссии). Оба занимались бизнесом. Хлебнули рэкета. И государственного, и криминального. (Или тут дефис надо ставить, а не запятую?) И оба решили, что нельзя пропадать поодиночке, надо объединяться...
       Премия имени Петра Великого, кстати, называется национальной общественной. И это очень важно.
       Не надо искать национальную идею. Дай бог, найти лучших в нации. Говорят, беда стран, у которых ничего не получается, в отсутствии лучших.
       И то, что премия общественная, а не государственная, тоже замечательно. У нас и так слишком много государства и очень мало общества. Между тем все лучшее рождается снизу, не по приказу. И на собственный страх и риск.
       Кстати! География поставок тульского «Айсберга» серьезна и внушительна: от Белого моря до Черного. Архангельск, Санкт-Петербург, Псков, Нижний Новгород, Рязань, Ростов, Краснодар...
       И — Туапсе!!!
       
       P.S.
       «Новая газета» также отметила специальной премией лучших, на ее взгляд, менеджеров. Лауреатами оказались президент ЗАО «Московский пиво-безалкогольный комбинат «Очаково» Алексей Кочетов и Сергей Подлесный, ректор Красноярского технического университета. Одного из лучших в России.

       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera