Сюжеты

НА НЕГО СМОТРЯТ, РАЗИНУВ РТЫ. ЧТО ЭТО? МОРОЖЕНОЕ

Этот материал вышел в № 34 от 21 Мая 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Советское время. Туапсе. Лето. Жара. В единственном на весь приморский город киоске сидит, подбоченясь, внушительных размеров тетка. А на белом листе написано: «Мороженого нет!!!» Именно так: с тремя восклицательными. Выражение злой...


       
       Советское время. Туапсе. Лето. Жара. В единственном на весь приморский город киоске сидит, подбоченясь, внушительных размеров тетка. А на белом листе написано: «Мороженого нет!!!» Именно так: с тремя восклицательными. Выражение злой радости на лице хорошо гармонирует с надписью. Мол, нате, выкусите, нету мороженого, нету, нету!!! Видать, по глупости не догадалась написать: и не будет. На всё лето. И поставить двадцать восклицательных знаков.
       Я вспомнила эту картинку, когда на днях попала на III Всероссийский конгресс лучших менеджеров. Где и познакомилась с Александром Удовенко, председателем совета директоров ОАО «Айсберг». В програмке так и было написано: «Основной вид деятельности: производство мороженого. Тула».
       Александр работал инженером на Тульском сахарорафинадном заводе. В 89-м ушел в бизнес.
       «Знаете, вам, наверное, любой бизнесмен скажет, что тот первый закон о свободном предпринимательстве был самым лучшим. И самым свободным. Тогда произошло то, о чем мы сейчас мечтаем. Напомню: в первый год своего предпринимательства ты платил государству 3% налога, во второй год — 7%, в третий — 10%. Сказочно!»
       Два года он провел в кооперативном движении, потом ушел в брокерскую контору, затем — в торговлю...
       «Помните, в 92—93-м годах началась массовая торговля? Все высыпали на улицу и начали торговать на асфальте. Тогда и я занялся торговлей мороженым. Но просто торговать мне было скучно».
       Четырнадцать лет Александр Удовенко был производственником, и как бы сильно ни увлекал его бизнес, просто так — продал-купил — ему было неинтересно. Хотелось создать что-то свое, с нуля. Решил попробовать себя на самом простом и самом сложном. Поэтому — мороженое!
       «Чтобы сейчас ни говорили, не все в Советском Союзе было плохо. Например, школа советских пищевиков держала уровень. В том же производстве мороженого полностью исключались заменители. Помните, иностранцы, не зная, что из советского похвалить, чтобы не лицемерить, говорили о красоте Красной площади и о нашем вкусном мороженом. И ведь не лукавили!»
       Короче, Александр хотел соединить традицию и новацию. И кажется, у него получилось. Пять лет занят производством мороженого. Начинал с маленького предприятия. А теперь на его фабрике работают уже 460 человек.
       «На фабрике — конкурс. И для рабочих, и для менеджеров. Прежде чем принять рабочего, мы два месяца обучаем его в своем учебном центре. Теория, практика и только потом допуск к работе. А конкурс менеджеров вообще очень серьезный. Из ста претендентов берем трех человек. Кстати, пятнадцать наших менеджеров учатся в Британском открытом университете. В их числе и я, четвертый курс заканчиваю».
       Шестьдесят пять видов мороженого производит фабрика Александра Удовенко. У меня не хватает страниц в блокноте, чтобы записать все названия: из эскимо — «Забава», «Барсучок», «Кудесник», дальше идет мороженое в вафельных стаканчиках, торты-мороженое и т.д.
       На III Всероссийском конгрессе менеджеров Александра Удовенко наградили Национальной премией имени Петра Великого.
       «Думаю, неслучайно, — смеется Александр. — Уверен, Петр Первый любил мороженое».
       Между прочим, Конгресс лучших менеджеров придумали два капитана. Два капитана-подводника: Виктор Семенович Засыпко (президент фонда и генеральный директор) и Игорь Григорьевич Локтев (генеральный директор фонда и исполнительный секретарь Российской общественной комиссии). Оба занимались бизнесом. Хлебнули рэкета. И государственного, и криминального. (Или тут дефис надо ставить, а не запятую?) И оба решили, что нельзя пропадать поодиночке, надо объединяться...
       Премия имени Петра Великого, кстати, называется национальной общественной. И это очень важно.
       Не надо искать национальную идею. Дай бог, найти лучших в нации. Говорят, беда стран, у которых ничего не получается, в отсутствии лучших.
       И то, что премия общественная, а не государственная, тоже замечательно. У нас и так слишком много государства и очень мало общества. Между тем все лучшее рождается снизу, не по приказу. И на собственный страх и риск.
       Кстати! География поставок тульского «Айсберга» серьезна и внушительна: от Белого моря до Черного. Архангельск, Санкт-Петербург, Псков, Нижний Новгород, Рязань, Ростов, Краснодар...
       И — Туапсе!!!
       
       P.S.
       «Новая газета» также отметила специальной премией лучших, на ее взгляд, менеджеров. Лауреатами оказались президент ЗАО «Московский пиво-безалкогольный комбинат «Очаково» Алексей Кочетов и Сергей Подлесный, ректор Красноярского технического университета. Одного из лучших в России.

       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera