Сюжеты

ОРГАН ДЛЯ СЛУХА

Этот материал вышел в № 36 от 28 Мая 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

ЧТОБЫ «СПАСАТЬ КРАСОТОЙ», НА НЕЕ НУЖНО ВКАЛЫВАТЬ! Менеджеры «Открытой России» нашли первого бизнесмена, решившего поддержать один из проектов — «Культ гениальности», цель которого — поиск и поддержка молодых талантов. Вернее, г-на Макаров...


ЧТОБЫ «СПАСАТЬ КРАСОТОЙ», НА НЕЕ НУЖНО ВКАЛЫВАТЬ!
       
       Менеджеры «Открытой России» нашли первого бизнесмена, решившего поддержать один из проектов — «Культ гениальности», цель которого — поиск и поддержка молодых талантов. Вернее, г-на Макаров нашелся сам и предложил свою помощь. Он готов размещать в своей картинной галерее работы начинающих художников, перспективных музыкантов и композиторов приглашать на гастроли в свой частный концертный зал, а молодых журналистов — на стажировку в город Светлогорск
       
       Светлогорск — бывший немецкий Тильзит, между прочим, любимый город Канта. Умел великий философ выбирать места жительства. И дело вовсе не в курортной зоне, просто сюда почему-то стягиваются исключительно творческие люди.
       Конечно, много проще да и престижнее было открыть казино, супермаркет или в крайнем случае банк. Но бизнесмен Макаров решил иначе и — построил органный зал...
       
       — Плюнул я на пост замминистра культуры, понял: не мое. Начальство осталось в полном недоумении. Как это — добровольно отказаться от высокого назначения? А я уехал в провинцию, днем строил дом, а по ночам писал музыку. Тогда и решил для себя: жить надо по фамилии, то есть чтоб имя предков не уронить и потомкам с прибылью его передать.
       Как-то сразу вспомнился Лосев с его «Философией имени», да и вся традиция русской мысли вслед потянулась с поисками истинного смысла, со стремлением увязать его, этот смысл, с миссией и благом России. Чтились раньше фамилии: Демидовы, Третьяковы, Морозовы, Мамонтовы...
       А может быть, так оно и есть: очередной «новый русский купец» решил заняться меценатством? Само по себе — и важно, и похвально, но кто из «богатых» сегодня планово «не отстегивает» деньги на всякую благотворительность?
       Но наш разговор неожиданно переключился на сам предмет меценатства — на музыку. Глаза Макарова загорелись, и стало ясно: это не просто благотворительность для него. «Культура», «гармония», «радость творчества» — эти слова он произносит так, что они начинают обретать свой первоначальный смысл, очищаясь от пустозвонства.
       Макаров не просто верит в то, что «красота спасет мир», — он работает «спасателем»: без ажиотажа и экзальтации, по-сибирски обстоятельно, доводя все начатое до реального, конкретного результата. В этом он абсолютно точно следует наставлениям родителей — музыкантов и подвижников.
       До сих пор в маленьком сибирском городке Ровда о Марии Алексеевне и Александре Павловиче Макаровых ходят легенды, а детская музыкальная школа, которую они создали, недавно отметила 50-летие.
       Андрей Александрович пошел по стопам родителей: в 16 лет возглавил музыкальный коллектив, в 18 с концертами объездил полстраны. В 70-е, профессиональный исполнитель и композитор, он стал директором Калининградской филармонии. Через некоторое время вместо цыганского ансамбля и коллектива лилипутов в Калининграде появились выдающиеся музыканты, стали развиваться джаз и рок. Награды, победы на фестивалях, поощрения, повышения по службе: Росконцерт, Министерство культуры РФ, перспективы служебного роста.
       — А как же из культуры в бизнес-то угораздило? — не удержался я.
       — Связи? — неторопливо отвечал Андрей Александрович. — Да, но скорее семейные. С сыном строили дом для себя, потом стали строить для других. Подрос второй сын, включился в дело. А фирму я назвал по фамилии — «Макаров».
       И когда появились деньги, вложил их Макаров не в коттеджи под Москвой и виллы на Багамах, а в родную для него культуру. Взял и построил на свои средства концертный зал.
       Потом заказал в Германии и с помощью французских мастеров установил великолепный орган фирмы «Хуго Майер» (за это право конкурировали 12 фирм), один из лучших в Балтии. Благотворительные концерты, выступления знаменитых музыкантов, летние школы для молодых дарований... В общем, закрутилась большая музыкальная жизнь в маленьком прибалтийском городке.
       Единственный частный органный зал в Европе, большая концертная и образовательная программа, сам Макаров частенько исполняет музыку собственного сочинения...
       Уже трудно представить, но когда-то на месте органного зала ничего не было — только старинный парк с реликтовыми соснами, в котором стояли дачи советской знати. Местное начальство, никак не желавшее верить в искренность и серьезность идеи Макарова, поначалу даже не хотело передавать землю и здания (и это за деньги!). Пришлось повозиться. Только когда зал был уже построен и можно было воочию убедиться, что здесь играют органную музыку, а не парятся в сауне, только тогда гнев сменился на милость.
       А сегодня начальство возит иностранных гостей. Куда? К Андрею Александровичу, конечно. Чем еще можно поразить европейца? Не супермаркетами же и неровными дорогами...
       А Макаров строит картинную галерею, вместе с Сергеем Филатовым разрабатывает программу по созданию единого культурного пространства в Прибалтике и т.д. Зачем? На языке так и вертятся высокие слова и громкие фразы. Но прилагаешь их к Макарову — и сразу слышишь фальшь. А здесь все настоящее — по делу, по сути и по душе. И когда сверяешь свои дела с этим камертоном, живешь полноценно, как надо.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera