Сюжеты

СУМАСШЕСТВИЕ КАК ИСХОД

Этот материал вышел в № 36 от 28 Мая 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Экспериментальная программа Центра имени Мейерхольда Центр Мейерхольда представил многопрофильный, рассчитанный на полтора сезона проект «К портрету великого фантазера» — исследование жизни и творчества Антонена Арто, гениального...


Экспериментальная программа Центра имени Мейерхольда
       
       Центр Мейерхольда представил многопрофильный, рассчитанный на полтора сезона проект «К портрету великого фантазера» — исследование жизни и творчества Антонена Арто, гениального сумасшедшего от театра.
       Сюрреализм Арто возник в двадцатых годах как ответ на бульварный театр, на манеру «руки в брюки», на поверхностное касание вместо глубокого проникновения в суть вещей.
       Болезнь Арто (в пять лет он заболел менингитом и всю жизнь мучился страшными головными болями) во многом способствовала творчеству. Природа его радикализма — в отказе от нормальной человеческой жизни, к которой он, любитель парижских кафе, цирка, уличных аккордеонистов, кинематографа братьев Маркс, принадлежал. Дружил со всем грядущим пантеоном — Коко Шанель, Жан Кокто, Поль Элюар, Жан-Луи Барро, — но сделал все, чтобы в этот пантеон не войти. Искал выходы из тупиковой европейской театральной ситуации в экзотических культурах.
       Арто не устраивал театр как жертва культурного сепаратизма, из-за которого зритель выступает в унизительной роли соглядатая, пассивного самодовольного потребителя. Хайнер Мюллер говорил о нем: «На руинах Европы Арто будут изучать как классика». Так и случилось. Три основных понятия, которыми он оперировал — «двойник», «жестокость», «чума», — вошли во все современные словари театра.
       В своих творческих манифестах Арто постоянно подчеркивал необходимость отстаивания культуры в действии, и именно эти слова, по мнению организаторов проекта Валерия Фокина и Валерия Семеновского, и стали главным импульсом для работы. Связывая первый проект ЦИМа с именем Арто, они надеются вернуть зрителю живое восприятие театра, «свободное от примесей и недостойных соблазнов».
       Проект ЦИМа задуман как многоступенчатая конструкция, состоящая из тематических блоков, среди которых заявлены:
       Арто и Гротовский. Лабораторные работы. Исследование театральной методологии Арто и Гротовского.
       Арто и Ван Гог. Лекции, выставка, премьера новой версии спектакля «Еще Ван Гог...»
       Арто и кинематограф. Демонстрация фильмов с участием Арто.
       Арто и Балийский театр. Гастроли Балийского театра. Дискуссии о языке ритуального танца.
       Арто и Кафка. Дни Кафки, посвященные двум разным выразителям тотального неприятия мира.
       Арто и мы. Режиссерские фантазии Бориса Юхананова, Клима, Владимира Епифанцева.
       В рамках проекта планируется спектакль «Арто и его двойник» Валерия Фокина с участием известных артистов московских театров.
       Адрес ЦИМа: ул.Новослободская, 23, ст.м. «Менделеевская». Тел. для справок: 363-10-48.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera