Сюжеты

КТО СКАЗАЛ, ЧТО НЕ СМЕЮТСЯ ЛЮДИ НА ВОЙНЕ

Этот материал вышел в № 36 от 28 Мая 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Юмор при антитеррористической операции работает наркозом Что знает российский обыватель о чеченцах? То, что это бандиты, террористы, похитители людей, — словом, нация уголовников. Такой образ создают телевидение и большинство газет. Хотя...


Юмор при антитеррористической операции работает наркозом
       
       Что знает российский обыватель о чеченцах? То, что это бандиты, террористы, похитители людей, — словом, нация уголовников. Такой образ создают телевидение и большинство газет.
       Хотя понятно: среди чеченцев уголовников не больше, чем в любом другом народе. Менталитету вайнахов свойственны черты, которые вызывали уважение и восхищение путешественников в прошлом и которые сохранились поныне. Одна из этих черт — неподражаемое чувство юмора. Историк конца XIX — начала XX века А. А. Каспари отмечал, что чеченцы по своему характеру «очень впечатлительны, веселы, остроумны, за что их называют французами Кавказа». Считается, что эпитет пошел от Александра Дюма, побывавшего в этих краях.
       Чувство юмора не изменило чеченцам и в годы войны, когда народ оказался на грани выживания, когда, казалось бы, не до шуток. Анекдоты, меткие остроты в военное время, пожалуй, ценятся даже выше. Юмор народа стал единственным его защитником.
       Конечно, при переводе на русский язык утратилась доля того колорита, который присущ чеченскому оригиналу. Кроме того, в записи эти произведения устного творчества не воспринимаются так легко, как в разговорной речи. Тем не менее, надеюсь, читатель сумеет оценить чувство юмора народа, оказавшегося в военном времени
       
       * * *
       Китайцы говорят: нам надо перенять чеченский опыт и проникать на территорию России небольшими группами... Миллионов по пять-шесть.
       
       * * *
       Приходит боевик к тестю. Тот серпом убирает кукурузу.
       — Отойди, — говорит боевик, — я тебе помогу.
       И автоматной очередью срезает всю кукурузу.
       — Как тебе это удалось? — восхищается тесть.
       — Это еще что! Знаешь, как мы русские танки подбиваем? Представь, что это танк, — он указывает на строение известного назначения, стоящее в конце участка, и палит по нему из гранатомета. Тесть и глазом моргнуть не успел, как строение разлетается в мелкие щепки.
       Поговорили еще. Боевик засобирался.
       — Пойду с тещей попрощаюсь. Где она?
       — Да недавно в этом танке сидела, а где сейчас — не знаю...
       
       Этот анекдот ходил по республике еще в первую военную кампанию. Похоже, что и президент Путин его слышал.
       
        * * *
       Доска объявлений: «Продается дача на минном поле. Дорожка к дому разминирована».
       
       * * *
       У русских три города-матери: Киев — мать городов русских, Одесса — мама и Моздок — мать его так.
       
       * * *
       Боевичка приходит к художнику и просит сделать татуировку: на одном бедре портрет Дудаева, на другом — Басаева, а внизу живота — бородатого Яндарбиева. Художник выполнил заказ, но боевичка недовольна, кричит, что они на себя не похожи. Художник доказывает, что похожи. Спорят долго.
       Художник предлагает взять третейским судьей первого встречного. Останавливают человека. Боевичка показывает ему портреты и спрашивает: кто это?
       Прохожий внимательно рассматривает рисунки и отвечает: «Та-а-ак. Это Дудаев. Это Басаев. А это, валла-билла, вылитый Яндарбиев».
       
       * * *
       Идет нагруженная поклажей женщина. Сзади на некотором расстоянии следует ее муж. Встретившийся односельчанин упрекает его: «Ты что нарушаешь обычай предков? Или ты забыл, что мужчина должен идти впереди?»
       — Валла-билла!— восклицает обвиненный. — Тот обычай придумывали, когда у дорог не ставили фугасы.
       
       * * *
       Война вызвала к жизни особую терминологию. Переговариваясь, ополченцы употребляют всем понятные условные выражения, в ироничной форме изображающие российскую сторону. Здесь и «аквафреш», и «чернобыльский бройлер», и СМ (аббревиатура словосочетания «сортирный мокрушник»), и «ушастики» (солдаты-новобранцы).
       Когда начинается бомбежка, чеченцы говорят: «Ну вот, опять сыплется гуманитарная помощь России».
       Они также говорят: «Идеальный конституционный порядок России — кладбище».
       Еще они горько шутят: «Цыплят по осени считают, а чеченцев — по весне...» Когда тает снег, находят многочисленные труппы.
       
       * * *
       Телевидение передало информацию, что в Москве взорвали синагогу. Группа чеченцев на майдане обсуждает новость: мол, вот, русские не только с нами воюют, а уже и синагоги уничтожают. Подошедший ополченец говорит:
       — Русские ни в одной деревне не тронули ни одной синагоги.
       
       * * *
       Один из любимых героев чеченского фольклора — Прометей. Существует несколько вариантов мифа о нем, отличающихся от греческого. Каждый чеченец с детства знает, что Пхармат прикован к скале по воле разгневавшегося на него Селы здесь, в горах Кавказа.
       Боевики на отдыхе. Двое разговаривают о Прометее. Завязывается спор: один утверждает, что Прометей по национальности грек, другой доказывает, что, конечно же, чеченец. К ним подходит третий и, показывая незажженную сигарету, обращается к стороннику «чеченской» версии:
       — Скажи как Прометей Прометею: у тебя есть огонь?
       
       * * *
       На блокпосту федералы останавливают автобус с пассажирами и приказывают всем мужчинам выйти. Один остается в автобусе.
       — А ты что, женщина? Почему не выходишь? — обращается к нему офицер.
       — Да, женщина. Мужчины воюют в горах...
       
       * * *
       Одним из любимых национальных героев у чеченцев является мужественный наиб Шамиля в годы Кавказской войны Байсунгур Беноевский. Будучи много раз раненным в боях, он остался одноглазым, одноруким и одноногим, но продолжал сражаться до последнего. Имя Байсунгура было знаменем для чеченцев и в нынешней войне.
       Эта история произошла в Грозном в 1995 году. В дом, где сидели два чеченских снайпера, угодил снаряд. Одному бойцу сразу оторвало руку и ногу. Он попросил товарища добить его, но тот ответил, что, будучи мусульманином, не может этого сделать, и перетащил раненого в подвал. Там находились мирные жители, раненые чеченские боевики и угодившие в плен раненые российские солдаты. Вновь доставленного перевязали, уложили поудобнее. В это время в подвал принесли еще одного раненого чеченца. Немного привыкнув к полумраку, он осмотрелся и, остановив взгляд на безруком и безногом соратнике, пошутил: «Ну теперь тебе осталось глаз выбить — и вылитый Байсунгур Беноевский». Все засмеялись, а раненый, смеясь, и умер.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera