Сюжеты

ПРИШЛА ПОРА ЕДИНОГО

Этот материал вышел в № 37 от 31 Мая 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

То, что было выпускным, стало вступительным Наступила пора экзаменов. Для выпускников Мордовии, Чувашии, Марий Эл и Якутии это нервотрепка в квадрате. Именно в этих регионах в порядке эксперимента вводится единый государственный экзамен....


То, что было выпускным, стало вступительным
       
       Наступила пора экзаменов. Для выпускников Мордовии, Чувашии, Марий Эл и Якутии это нервотрепка в квадрате. Именно в этих регионах в порядке эксперимента вводится единый государственный экзамен. Выпускной и вступительный — в одном флаконе.
       В этом году Россия приступила к реформе образования. Предполагается, что на следующий год к эксперименту подключатся несколько московских школ. Но головную боль это вызывает уже сейчас.
       Надо сказать, что в преподавательской среде отношение к реформе далеко не однозначное. Споры разворачиваются не вокруг экономики. Тут все ясно: нищенские зарплаты учителей, слабая материально-техническая оснащенность школ и вузов. Спорят об идеологии реформы. Для начала: чему и как должна учить школа?
       Непростое отношение и к единому государственному экзамену. То, что у всех абитуриентов появляются равные возможности для поступления в вуз, хорошо. Но с проведением реформы пока что остается неизменной страна. Нетрудно представить, как за «благодарность» от родителей нищий учитель в глубинке будет помогать ученику сдать на пятерку тест по математике или иностранному языку. И есть другой выпускник — тоже отличник, честно заработавший свои пятерки в московском или санкт-петербургском профильном лицее. Оба подают документы на одно место, и никому из них нельзя отказать на формальном основании.
       Как быть?
       
       Директор московской лингвистической гимназии № 1513 заслуженный учитель России Александр БУБМАН входит в состав экспертной группы по проведению реформы при Министерстве образования России. Практически 99 поцентов выпускников его гимназии ежегодно поступают в университеты и вузы. Для Александра Семеновича, безусловно, важно, чтобы проводимая реформа не ударила по одаренным и сильным выпускникам школ.
       — Сегодня на повестке дня экспертной группы стоит вопрос о введении 12-летнего образования в средней школе. Он должен быть решен положительно не только потому, что мы хотим войти в общеевропейский дом, а все страны Европы (теперь и Прибалтика с Украиной) имеют 12—13-летнее образование.
       Колоссальной проблемой нашего образования является его перегруженность. Видимо, придется отказаться от некоторых предметов, которые сегодня навалились на школу. Должно быть минимальное количество часов на математику, язык. Но при этом необходимо ввести курсы по той же математике, русскому языку, литературе, на которых ученик (имея минимальную нагрузку) будет расширять свои знания по этим предметам.
       В основе намеченной реформы стоит вопрос об изменении содержания образования. Предвидя упреки, хочу сказать, что я не собираюсь перечеркивать наше прошлое. Речь о другом.
       Да, советская школа давала знания, но наши ученики получались лишь очень хорошо информированными молодыми людьми. В большинстве своем они не могли применить на практике эти знания. Сегодня выясняется, что школьник не умеет читать справочники, документы, которые изложены языком, отличным от учебника. И при этом ребенок физически не в состоянии переварить, запомнить тот вал информации, который обрушивается на него. Школа должна обучать способам усвоения знаний!
       Если ученик может работать со справочной литературой, может разобраться в незнакомом тексте, найти там главную мысль, если он может это прокомментировать, высказать по поводу прочитанного свое суждение, — это то, чему нужно учить в школе. А это совершенно иной подход к образованию.
       Согласен, что существует такое понятие, как закостенелость учителя. Распространяется оно не только на Россию. Поверьте, мне трудно говорить об абстрактном учителе. Могу сказать о той ситуации, которая сложилась в нашей гимназии. Тем более что в этом отношении она не отличается от какой-либо другой школы.
       У меня работают 23 пенсионера. Если они уйдут, это будет катастрофа для школы. Она может рухнуть, поскольку именно на этих так называемых «закостенелых» гимназия держится. Дай бог, чтобы они поработали хотя бы еще десять лет и научили молодых учителей, которых трудно привлечь в школу из-за низкой заработной платы.
       Мы — одна из первых гимназий в России. С моими учителями работаем совместно более тридцати лет. Они сами писали программы для гимназии, и у меня нет боязни, что условная Марья Ивановна не справится с новыми задачами. Ее нужно заинтересовать, показать перспективу ее работы. Конечно, большая задача стоит перед Институтом повышения квалификации. Но это должна быть творческая учеба, и учителя должны понимать, что они делают. Хороший учитель в состоянии преодолеть себя.
       Что касается единого экзамена — это очень серьезный положительный момент реформы. Не выезжая, к примеру, из Красноярска, абитуриент может направлять свои документы в несколько университетов (в том числе московских) и выбирать среди них, куда пойти учиться. Но вы ставите очень правильный вопрос.
       Наряду с единым экзаменом за головными вузами страны, мне кажется, должно быть оставлено право принимать дополнительный экзамен по их профилю, по направлению выбираемой специальности. Ведь ректоры, которых сегодня обвиняют в противодействии единому экзамену, в первую очередь заинтересованы в хорошо подготовленном абитуриенте. На мой взгляд, такие факультеты МГУ, как физический или мехмат, имеют право сделать по математике дополнительный экзамен. Но, соответственно, по истории и иностранному языку они должны принимать оценки, полученные в школе за тестовый единый экзамен. Если речь идет об институте иностранных языков, то он имеет право устраивать экзамен по языку. Но с одной серьезной оговоркой. Абитуриентов должны спрашивать в рамках школьной программы.
       То, что сегодня происходит на вступительных экзаменах в вуз, ничего общего с программой школы не имеет. Например, по истории существует обилие программ и учебников. И «засыпать» абитуриента, не занимавшегося с преподавателем данного вуза, ничего не стоит. С иностранными языками особая ситуация. К примеру, наша гимназия готовит выпускников, которые сдают комиссии из Германии международный экзамен по немецкому языку. Они приносят полученные международные дипломы-сертификаты в нынешний Лингвистический университет (бывший Иняз), а там эти документы не рассматриваются. И у абитуриентов спрашивают те вопросы, которые изучаются уже в рамках институтской программы. И таких примеров очень много.
       
       P.S.
       В спорах о едином экзамене школа и вуз перетягивают одеяло (средства) на себя. Как бы не остались голыми те, ради кого и проводится эта реформа, — ученики.

       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera