Сюжеты

ПРОЩЕ НАДО БЫТЬ, РЕБЯТА?

Этот материал вышел в № 39 от 07 Июня 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

В кинотеатре «Ролан» демонстрируется новая картина Вуди Аллена «Мелкие мошенники» За долгие годы режиссер воспитал свою разнопоколенческую, рассыпанную по миру аудиторию, готовую внимать с воодушевлением каждому слову знаменитого очкарика....


В кинотеатре «Ролан» демонстрируется новая картина Вуди Аллена «Мелкие мошенники»
       

   
       За долгие годы режиссер воспитал свою разнопоколенческую, рассыпанную по миру аудиторию, готовую внимать с воодушевлением каждому слову знаменитого очкарика. Воспитал и актеров. Жадные до гонораров с нулями звезды готовы сниматься у него бесплатно, стремясь попасть в когорту «записных интеллектуалов». Проброшенное: «О! Он снимался у самого Аллена!» дорогого стоит. Воспитал и продюсеров, буквально наперегонки бегущих вкладываться в скромные, зато наверняка «возвратные» проекты.
       При этом все, что он делает в кино, — это рассказывает о себе, любимом. По сути, фильмы его и есть монологи неказистого, худосочного, мучимого комплексами, запутанными отношениями с женщинами, да, впрочем, и с мужчинами, а главное — с самим собой интеллектуала. Неважно, кто герой фильма: театральный агент, юрист, профессор, спортивный журналист, писатель — он всего лишь выразитель потаенных переживаний, размышлений Автора. А степень откровенности Автора граничит с психологическим эксгибиционизмом. Так обнажаться и доверяться можно лишь собственному психоаналитику (без которого, кстати, режиссер, играющий по ночам на флейте в джазовых клубах Нью-Иорка, не представляет себе существования). В каком-то смысле фильмы Аллена становятся и для зрителя сеансами экранного психоанализа. Слабости, комплексы, страхи, смутные надежды героя совершенно отождествляются с комплексами и надеждами пришедшего в кинозал и изживаются в иронии, источаемой экраном.
       Однако что-то неспокойно стало в манхэттенском королевстве. То ли критики достали (давно уже укоряют Аллена в самоповторах и самолюбовании), то ли продюсеры допекли. В общем, он решился выбраться за пределы «кабинетного кино», из крепостных стен культурологических изысков на просторы чистого жанра.
       «Мелкие мошенники» — отчаянная попытка сделать кассовое, нелабораторное кино, комедию положений. Но в алленовском исполнении. Это то же, что «Мурку» исполнить на любимом великим нью-йоркцем кларнете. Вышла помесь кенгуру и белого медведя. Главная же метаморфоза случилась с самим Вуди Алленом, буквально шагнувшим в народ. Он играет полную противоположность своему кинематографическому эго. Фрэнчи — неисправимый необразованный мошенник, затягивающий в сети своих авантюр друзей и жену, бывшую стриптизершу. Он вдохновенно сочиняет идиотские операции. Одна из них — арендовать напротив банка кондитерскую и под прикрытием продажи печенья прорыть тоннель... к большим деньгам. Тоннель прорыт, но не в ту сторону, и незадачливых монте-кристов смывает почти ниагарским канализационным потоком. Между тем продажа печенья идет на славу, принося горе— грабителям немыслимые прибыли. Компания откровенных идиотов превращается на глазах в новых русских, тьфу, американцев. Полному счастью мешает одно — болезненное ощущение себя плебеями в высшем обществе. И тут в дело включается рафинированный подлец Дэвид (утонченность Хью Гранта оказалась весьма кстати). Нюансы современной живописи и авангардного театра, уроки поэзии и дегустации дорогих вин с блеском преподаются новым мещанам во дворянстве. Но доморощенный циничный доктор Хиггинс, движимый жаждой наживы, отталкивает больше, чем несуразные нувориши.
       Авантюры лопаются. Улетучиваются «сладкие», сдобренные корицей и шоколадной крошкой миллионы. Герои остаются на своем шестке, у корыта собственной судьбы... Однако вовсе не разбитого. В них, в отличие от алчного, вылизанного до стерильности правилами хорошего тона Дэвида, есть чувственное наивное приятие самой жизни: с радостями картежных вечеринок, поедания пиццы во время любимого старого муви «Белая жара», бессмысленной трепотней за полночь с друзьями...
       В общем, все сформулированное Алленом верно... Жаль только, давно высказано его же последователями. Для комедии положений в «Мошенниках» слишком много текста. Герои буквально комментируют каждый поступок, отчего фильм напоминает старую радиопередачу «Театр у микрофона». (Исключение составляют несколько актерских эпизодов самого Аллена. В одной из сцен на великосветской вечеринке он мастерски разыгрывает великолепный пластический этюд на лестнице, пытаясь «незаметно» пробраться на второй этаж.)
       Вообще-то, все фильмы режиссера традиционно вербальны. Но эта разговорчивость никогда еще не вступала в противоречие с жесткими законами жанра экшн. Игра на чужом поле требует иного языка, темпа, пластики. Здесь знаменитые многозначные диалоги просыпаются сквозь сито гэгов, исчезают за эксцентрическими поворотами сюжета. Сидеть на двух стульях — занятие небезопасное для человека с подчеркнутым чувством стиля, мастера интонации, мага иронии. Фирменного тихого волшебства за грохотом трюков и, прямо скажем, тривиальными каламбурами практически не слышно... Для пародии же на приключенческую комедию картина все же слишком прямолинейна.
       К тому же смотреть на пожирающего с громким чавканьем пиццу, храпящего в авангардном театре, вульгарного и, что нестерпимее всего, неумного... Вуди Аллена в разляпистом галстуке и желтых штанах странно и неловко. Ведь он превратился в персонаж знаковый. Все время ждешь, вот сейчас он сделает «Ап!», скинет невозможную маску невежественного, впрочем, не лишенного обаяния жулика. Подмигнет и бросит привычной скороговоркой: «Ну что, тупицы, как я провел вас в очередной раз?»
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera