Сюжеты

СИДИ! СМОТРИ СD!

Этот материал вышел в № 39 от 07 Июня 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Корреспондент «Новой газеты» был заслан на малоизведанную территорию новых медиа в качестве члена жюри конкурса: «АниГраф. Контент — 2001» Главной сценической площадкой, эдаким ВДНХ мультимедийной действительности, ее свершений, прорывов и...


Корреспондент «Новой газеты» был заслан на малоизведанную территорию новых медиа в качестве члена жюри конкурса: «АниГраф. Контент — 2001»
       
       Главной сценической площадкой, эдаким ВДНХ мультимедийной действительности, ее свершений, прорывов и проблем, бесспорно, является фестиваль «АниГраф. Контент». Как зеркало мультимедийной революции конкурс позволяет из года в год следить за особым путем отечественных разработчиков дисков: взлетами, спадами, свершениями и кризисами.
       Наконец-то сбылась мечта Алисы о книжке с картинками и разговорами. Вот она, эта книжка, — металлический диск величиной с зеркальце. Посмотришься в него и увидишь собственное отражение: мультимедиа и есть отражение наших увлечений, всех родов и сортов деятельности. Диск — счастливый марьяж точных наук (неисчислимых программных расчетов) и полета фантазии авторов.
       Жюри шестого фестиваля творческого интерактивного мультимедиа-контента предстояло выбрать лучшие из десятков дисков — просветительских и обучающих, справочных, презентативных, корпоративных и, конечно же, развлекательных.
       Вне всяких споров, лучшая работа конкурса — «Дмитрий Шостакович. Документальная хроника» (Гран-при). Подлинно рукотворное изделие, сделанное с любовью. Вдохновитель и автор — Оксана Чередниченко, создавшая последний прижизненный фильм о композиторе. В строгом ретро-стиле выдержаны 150 уникальных коллажей (художник Валентин Ольшванг). Архивы, неопубликованные письма, более 200 нотных фрагментов, 6 часов музыки. И за громадой материала — судьба гения, страдающего и от давления Системы, и от невозможности этой силе противостоять.
       Любопытен диск «История Древнего мира — загадки Сфинкса». Прежде всего попыткой выйти за рамки обычного школьного учебника истории Древнего мира. История Греции, начертанная на вазах, пропетая Анакреонтом, Сапфо, Гедилом, легенда о Будде, преломленная в индийском искусстве...
       Галерей нынче много. Но художественная галерея «Артишок» (дизайн-студия «Сетка») благодаря диску сумела в этом ряду обрести неповторимость черт. Из зала в зал переходя... нет, здесь не движется народ, и, слава богу, никакого вождя в помине нет. Зато есть попытка выйти за рамки конкретной галереи и создать виртуальный музей современного искусства с постоянно пополняющимися фондами. Здесь нет запасников. При этом вы можете собрать собственный альбом, проследить за творчеством избранного художника и даже приобрести немедленно его картину.
       Странная вещь — меня более всего восхитили работы, отчего-то оказавшиеся за бортом конкурса. Прежде всего диск «Анна Ахматова и Фонтанный дом». Строгая книга с тонированными, словно траченными самим временем фото. На внутренней обложке — крошечный диск. Глуховатый голос, музыка — виртуальное, но очень живое, осязаемое пространство книги. Благодаря такому дуэту старомодного напечатанного слова и его электронного воплощения возникает перспектива восприятия. Вот знаменитый Фонтанный дворец, издавна, еще с петровских времен, принадлежавший роду Шереметевых. В его зеркальном зале, комнатах бродят тени: Павла I и Прасковьи Жемчуговой, Пушкина и Вяземского. Эти стены, сад — многолетняя обитель Ахматовой. И еще: они — печальная декорация распада связи времен, мучительного конца великой Культуры — от напудренных париков до репрессий и блокадного голода.
       С темпераментом неофитов авторы новых дисков, к примеру, опровергают мнение, что великие книги не имеют адекватных переводов. Авторы одного из блистательных CD недавнего времени позволяют проникнуть в самые заветные уголки кэролловского мира. Весь интеллектуальный массив переводов, интерпретаций, сопоставимых с оригиналом, целая галерея иллюстраций, начиная от Тенниэла, фрагменты мультфильмов, фотографии, сделанные самим автором, разбор знаменитых сносок. Вторую часть книги в соответствии с замыслом автора можно еще и разыграть как шахматную партию. Вот самый некоммерческий из виденных мною дисков — шаг в самостоятельный вид творчества.
       Вместе с интернетом мультимедиа стирают на глазах ощущение дистанции огромных размеров между столицей и хронической периферией. Диск «Земля Надымская» из Удмуртии, показавший москвичам высокий класс профессии (приз «Мое Отечество»), открывает перед путешественником «Лицо», знакомое лишь по новостным сводкам города.
       Работа «Библейские сюжеты» (Республиканский мультимедийный центр) создана на основе коллекции Эрмитажа. Со старинным атласом в руках можно предпринять настоящее путешествие по событиям священной истории. В многослойной полифонии главная книга человечества предстает через свое отражение в иконографии, шедеврах живописи от Леонардо до Кандинского. Не ирония ли судьбы прогресса: компьютерный диск как перекрестье двух великих путей: Веры и Искусства?
       Для конкурса важна и мультимедийная составляющая. Что придумали авторы, чтобы мы, электронные читатели, мгновенно находили интересующий нас объект? К примеру, фанаты Кинчева погружаются в диск, посвященный его «Алисе», с помощью знаменитой кинчевской татуировки, одушевленной экраном.
       Так вопреки мнению Осборна компьютер на глазах перестает быть интеллектом без нравственности.
       И все же по завершении конкурса возникает множество вопросов. Думаешь о перспективах отечественного мультимедийного рынка, выживающего в чудовищных условиях. Известно, что Министерство культуры не выказало особой заинтересованности в подобных оригинальных эстетических продуктах. Не уничтожит ли интернет это поле деятельности? Да и вопрос подмены реальности мультимедийным контентом еще не снят с повестки дня.
       Мультимедийный фестиваль «АниГраф. Контент-2001» позволяет утверждать, что как самостоятельный вид культуры новое визуальное искусство еще только формируется. А значит, нас ждут еще прорывы в виртуальное Зазеркалье.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera