Сюжеты

БОЛЬШОЙ ПРИВЕТ ИЗ МАЛЕНЬКОГО КАННА

Этот материал вышел в № 41 от 18 Июня 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

«Кинотавр» закончился, и, как всегда, все у нас на Открытом Российском хорошо, кабы не интриги (пошутил Марк Рудинштейн, что, строго говоря, не такая уж шутка)... Один из самых интересных фильмов конкурса, объявленных в каталоге, — «Место...


       
       «Кинотавр» закончился, и, как всегда, все у нас на Открытом Российском хорошо, кабы не интриги (пошутил Марк Рудинштейн, что, строго говоря, не такая уж шутка)...
    
       Один из самых интересных фильмов конкурса, объявленных в каталоге, — «Место на земле» Артура Аристакисяна (автора знаменитого документального дебюта «Ладони») не попал не только в конкурс, но и на фестиваль. За два дня до «Кинотавра» продюсер картины Борис Айрапетян продал права дистрибьютерской фирме «Кармен». Руководители фирмы затеяли с Рудинштейном торг, который президент группы компаний «Кинотавр» счел неуместным. Главной жертвой этих финансовых разборок пал режиссер, уже пролетевший в похожей ситуации Канн.
       Получилось неизменно, как всегда: у нас вновь как бы нет как бы явного лидера, и вновь мы как бы мечтаем, что из крепкого мейнстрима однажды вынырнет нечто выдающееся.
       На ХII «Кинотавре» этого все еще не произошло.
       Основная интрига развивалась вокруг «Нежного возраста» Сергея Соловьева. Фильм мэтра продюсировал сам Никита Михалков, лично посетивший фестиваль. Приезд высокого гостя хотя и не вызвал такого массового безумия, как визит Жана Клода Ван Дамма, но в общественном сознании как-то естественно связался с главным призом «Золотая роза». Слухи из парикмахерской (издревле наиболее достоверные из слухов) подтвердились. К гербарию из красной и черной роз Соловьев добавил еще одну, неувядаемую И было бы наивно ожидать другого решения жюри под руководством Марка Захарова.
       В мощный свет истеблишмента и надежности, исходящий от САС и Михалкова, попал до кучи и композитор «Нежного возраста» Энри Лолашвили (приз имени Микаэла Таривердиева). В то время как Леонида Десятникова, создавшего для фильма «Москва» истинную идеологию авангардного трагизма, «Кинотавр» упорно продолжает не замечать.
       Однако с резонами жюри нам, рядовым участникам и гостям фестиваля, спорить не приходится. Другое дело «Слон» — приз критики. До сих пор журналисты поддерживали формальных аутсайдеров и раздавали своих «слонов» картинам, состоящим в некоем внутреннем, трудно формулируемом конфликте с генеральной линией. И вот этот самый независимый зверь тоже не устоял перед напористой удачливостью «Нежного возраста».
       А пища для плюрализма у «Кинотавра» была. Привезла свою блистательную клоунаду «Второстепенные люди» Кира Муратова; суперэстетская «Москва» Зельдовича (приз радиостанции «Маяк» — «Самому стильному фильму в самое бесстилевое время») составила парадоксальную пару с виртуозно закрученной историей в «Механической сюите» Дмитрия Месхиева.
       Короче, было из чего выбирать. Но, как поет Холстомер в мюзикле «История лошади»: «Хозяин мой богат и счастлив, за это я его люблю...»
       Гран-при (второй по значению приз) жюри вручило фильму Карена Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений» — одной из самых незаметных картин фестиваля, несмотря на мистику, все откровеннее прикрывающую в кино маститого Шахназарова дефицит искусства.
       Спецприз жюри разделили два сочинения. Первое «Даун хаус» Романа Качанова по сценарию неугомонного Ивана Охлобыстина с формулировкой «За поиск нового языка» (малоостроумный капустник, сыгранный постоянной бригадой своих ребят по мотивам «Идиота» Достоевского). Второе — «Президент и его внучка» Тиграна Кеосаяна «За юмор и доброту на экране».
       Первая леди российского (хотя, по недоразумению, украинского) кинематографа получила приз журнала «Сеанс» как первостепенный режиссер. Кроме того, Кира Муратова удостоена приза ФИПРЕССИ. Наши зарубежные товарищи оказались устойчивее к лучам активного сочинского солнца.
       Спасибо им за это большое.
       В конкурсе дебютов победил Сергей Бодров-младший. «Сестры» — фильм крепкий и доброкачественный. Хотя считать его дебютом можно с натяжкой, учитывая опыт самого Бодрова, а также его великого продюсера Сергея Сельянова.
       Дебюту же Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть» ничто не помешало участвовать в основном конкурсе, где наш выдающийся актер, он же режиссер-дебютант, он же президент фестиваля «Кинотавр», награжден призом «За лучшую мужскую роль».
       Лучшая актриса — Ольга Конская в фильме Андрея Некрасова «Любовь и другие кошмары».
       Итоги ХII «Кинотавра» многих оставили в недоумении, слегка скрашенном шикарным фейерверком.
       Читайте в ближайших номерах развернутый отчет о больших кинематографических играх в Сочи, который наш гость Ван Дамм, не подумавши, окрестил маленьким Канном. Счастливчики, кто бывал в этом пресловутом Канне, знают, что наш-то город-курорт существенно крупнее.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera