Сюжеты

БЕССЛОВЕСНОСТЬ — ЭТО КОГДА В ГОРЛЕ КОМ

Этот материал вышел в № 43 от 25 Июня 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Два дня в году наши телеканалы отданы военной теме. Даже забыв о календаре, просматривая программу передач, можно сообразить, что близится 9 мая или 22 июня. И значит, что снова будут в эфире «Жди меня» и «Двадцать дней без войны»...


       
       Два дня в году наши телеканалы отданы военной теме. Даже забыв о календаре, просматривая программу передач, можно сообразить, что близится 9 мая или 22 июня. И значит, что снова будут в эфире «Жди меня» и «Двадцать дней без войны» («Культура»), «Майор Вихрь» (ОРТ) и «Белорусский вокзал» (РТР), «Сын полка» (ТНТ) и «Командир счастливой щуки» (RENTV).
       От бесчисленных повторов эти фильмы не становятся хуже. Но в них война с точки зрения времени военного, когда были сняты «Жди меня», 60-х — времени создания «Белорусского вокзала», или 70-х, когда Алексей Герман в специально нетопленом вагоне снимал «Двадцать дней без войны». А что меняется во взгляде сегодняшнем, отдаленном на шестьдесят лет от начала войны?
       Что есть наш сегодняшний взгляд? Расторгуев, поющий сдержанно-пронзительное «И на рассвете вперед уходит рота солдат» под смешанную нарезку кадров той, старой, и этой чеченской войны (ТВ-6)? Или подравшаяся в Думе Лиза Бричкина в беспрестанно анонсируемом «Женском взгляде» (НТВ)? Или попытка какого-то иного постижения и осознания...
       ...Мальчики и девочки, выпускники 1941-го, на предрассветной Красной площади в ночь своего первого бала, в последнюю ночь мира. Взявшись за руки, они бегут навстречу своему «завтра», еще не зная, что этим «завтра» уже стала война.
       Эти кадры — единственно постановочные в строгой документальной ленте Марлена Хуциева «Люди 1941 года». Довоенная и военная хроника, сотканная в единое полотно горькой ностальгии, смешанная с фрагментами любимых фильмов — «Чапаева», «Трактористов», представлявших тогда, в 41-м, часть реальной жизни, и пронизанная строками фронтовых поэтов, прочитанными уже отсюда, из нашего «сегодня», вольно или невольно ведет главную тему Хуциева — тему неоплатного долга его, ровесника тех выпускников, перед всеми невернувшимися. Тема эта прорывалась в ночных разговорах с погибшим отцом героя фильма «Мне двадцать лет», мучительно пытавшегося осознать, что он уже старше отца, и полностью раскрылась в этом художественно-документальном бессловесном повествовании. Бессловесном — потому что, когда в горле ком, слов не надо...
       «Я знаю, никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны...» — пронзительный лейтмотив фильма, понятный поколению Хуциева. А для поколения Next эти давно знакомые старшим кадры хроники — открытие. Мои маленькие детишки сидели рядом со мной у экрана, то и дела задавая свои детские вопросы: «А что такое фронт?», «А что такое бомба», «А почему мы победили?» — открывали для себя ту войну. Конечно, мало что еще поняли, но уже почувствовали...
       Другая война другими глазами в эфире ТВ-6. Григорий Кричевский представил фильм «Красная капелла». Охота на пианистов.» Как всегда в цикле «Новейшая история», перешедшем с большинством своих авторов с НТВ на ТВ-6, история предстает в сухих фактах, комментариях участников и стендапах «лиц канала» на фоне мест действия. За этими легкими стендапами на фоне скрыт колоссальный труд Сергея Костина и других авторов фильма, впервые открывших для нас уникальные, удивительные факты: небольшая группка немецких интеллигентов, передававшая советским разведчикам сверхценную информацию, сделала для краха фашизма больше, чем вся компартия Германии.
       Путешествуя вслед за Кричевским по улочкам Брюсселя и Берлина, заходя в дома, где происходили конспиративные встречи, и в страшные казематы, где свершались казни, ощущали историю на кончиках собственных пальцев. И уже не удивляешься, что одна из антифашисток Инна, работая манекенщицей в ателье, запросто общалась с Евой Браун, а в доме матери другого героя этого фильма часто бывал сосед Геринг, по чьей протекции члены подпольной группы устроили своего человека на важное место в министерстве и получили доступ к стратегической информации...
       Да, жизнь часто бывает невероятнее любого боевика. Надо только не покрывать бесконечным налетом бронзы все связанное с войной, а уметь ее слышать, чувствовать и познавать. Как (в показанном в этот день по ТВЦ «Обыкновенном фашизме») это сумел Михаил Ромм...
       


       

Отзыв

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera