Сюжеты

СОТОВЫЕ КОМПАНИИ НАШЛИ УПРАВУ НА НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Этот материал вышел в № 43 от 25 Июня 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

С увеличением абонентской базы сотовых операторов участились и случаи неплатежей абонентов за пользование услугами сотовой связи. С учетом того, что в среднем на одного крупного московского оператора приходится более миллиона абонентов,...


       
       С увеличением абонентской базы сотовых операторов участились и случаи неплатежей абонентов за пользование услугами сотовой связи. С учетом того, что в среднем на одного крупного московского оператора приходится более миллиона абонентов, компаниям приходится защищаться от злостных неплательщиков при помощи суда. Иногда дело доходит до конфискации квартир, машин и другого ценного личного имущества.
       Крупные столичные операторы связи используют оба основных вида оплаты за свои услуги: кредитную и авансовую систему платежей. В частности, МТС использует только авансовую, а «Би Лайн» и кредитную, и авансовую. Преимущества той или другой описывать сложно, потому что в каждом конкретном случае абонент выбирает систему оплаты в зависимости от своих потребностей. Но в большинстве случаев именно кредитная система оплаты наиболее выгодна клиентам. Это обусловлено тем, что пользователю нет нужды беспокоиться за состояние своего текущего баланса: говорить можно где угодно и сколько угодно, главное, что в конце месяца необходимо оплатить выставленный счет за услуги. Но, как это ни парадоксально, именно здесь появляются злостные неплательщики. С такими абонентами проводится работа, направленная на предотвращение образования безнадежных долгов. В частности, «Би Лайн» активно практикует подачу исков в суд на должников.
       Происходит это так. Сначала компания выставляет обычный ежемесячный счет за пользование сотовой связью. На его оплату отводятся 25 дней. В конце этого срока абоненту начинают приходить SMS-сообщения, голосовые автоинформаторы, и поступают звонки специалистов службы кредитного контроля с просьбами оплатить счет. Если абонент не выполняет своих обязательств, компания блокирует номер. В этом случае телефон можно оперативно разблокировать, оплатив счет в течение трех дней. Если этого не происходит, то начинается отсчет времени до полного освобождения абонентского номера. И в МТС, и в «Би Лайн», несмотря на использование различных форм расчетов с абонентами, это 60 дней с момента выставления первого неоплаченного счета. Но кредитная форма оплаты позволяет компании «Би Лайн» бороться за своего клиента «до последнего». В частности, служба кредитного контроля готовит уведомительное письмо абоненту, в котором предлагаются различные взаимоприемлемые условия погашения долга и дальнейшего пользования услугами сети «Би Лайн» (например, рассрочка, переход на другую систему оплаты счетов). Для принятия решения специалисты службы рассматривают кредитную историю каждого абонента в отдельности: кто, сколько и как исправно платил.
       Если и дальше абонент продолжает уклоняться от уплаты долгов, компания «Би Лайн», отстаивая свои материальные права, направляет документы в суд.
       Как показывает практика, большинство из таких дел суды рассматривают достаточно быстро. После получения решения суда либо заключается мировое соглашение, либо судебный приказ передается в службу судебных приставов Министерства юстиции, которая занимается взысканием долга.
       В соответствии с законодательством этой службе даны широкие полномочия, и она по своему статусу приравнивается к правоохранительным органам. Поэтому в случае, если денежные средства в счет оплаты услуг сотовой связи в добровольном порядке (в течение пяти дней) должником не уплачены, то судебный пристав-исполнитель вправе описать имущество, находящееся в квартире, где проживает должник, наложить арест на транспортные средства или недвижимое имущество должника (квартиру, дачу, гараж).
       Например, некая г-жа Иванова проигнорировала все напоминания и просьбы оплатить просроченные счета. Компания «Би Лайн» предприняла предусмотренные законодательством меры по взысканию с абонента суммы невыполненных обязательств и убытков, подав судебный иск на г-жу Иванову. Вышеупомянутая г-жа после получения судебной повестки не явилась на предварительное заседание суда, судья передал судебный приказ в службу судебных приставов, где открыли исполнительное производство. Абоненту отправили копию постановления об исполнительном производстве и дали пять дней на оплату долга.
       Однако г-жа Иванова долг не оплатила. Приставы пришли по адресу проживания и описали имущество (мебель) на сумму иска 18 тыс. руб. Таким образом и были взысканы деньги, и теперь г-же Ивановой пришлось оплачивать не только счета за сотовый телефон, но и расходы по доставке и хранению собственного имущества. Так что сумма увеличилась до 24 тыс. руб. После всех этих выплат имущество ей вернули.
       В практике взыскания долгов за услуги сотовой связи были случаи, когда арестованное имущество продавали с торгов, а вырученные от продажи такого имущества суммы шли в погашение оказанных, но не оплаченных услуг связи. Бывали случаи, когда судебные приставы накладывали арест на транспортные средства бывших абонентов. При этом два раза должников высаживали из автомобилей на посту ГИБДД, а автомашины отправляли под арест на штрафную стоянку. В этой ситуации, конечно, сразу находились деньги для оплаты счетов за услуги связи.
       Следует отметить, что пока это единичные случаи. В основном абоненты добросовестно оплачивают услуги сети «Би Лайн».
       


       

Отзыв

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera