Сюжеты

ДРАМЫ

Этот материал вышел в № 43 от 25 Июня 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

14.06.73. 01 час 03 мин. хабаровского времени. Ночь, туман. По существующим правилам необходимы особые меры предосторожности. А именно: на мостике подлодки должен быть сам командир, повышенная готовность и для главного командного пункта...


       

       14.06.73. 01 час 03 мин. хабаровского времени.
       Ночь, туман. По существующим правилам необходимы особые меры предосторожности. А именно: на мостике подлодки должен быть сам командир, повышенная готовность и для главного командного пункта (ГКП). Но ничего этого не сделано.
       На мостике — старпом, который самовольно меняет курс, не доложив командиру. Приказывает выключить РЛС (якобы чтобы избежать ее перегрева).
       На мостике «Академика Берга» — второй помощник капитана, который также самовольно меняет курс судна и не сообщает об этом капитану. Не велось наблюдение и на радиолокационной станции (РЛС).
       Столкновение произошло в 01 час 03 мин. Когда, вынырнув из тумана, на обоих судах увидели огни друг друга, было поздно что-либо поправить.
       «Академик Берг» ударил форштевнем корпус подводной лодки на стыке 1-го и 2-го отсеков. Второй отсек получил громадную пробоину (примерно 1,5 на 3 метра) и почти мгновенно заполнился водой. В отсеке спали люди. Никто ничего не успел сделать. Погибли 27 человек.
       Никого не судили — на привлечение к уголовной ответственности прямых виновников не дали согласия их командиры.
       
       Гибель подводного крейсера «К-219»
       Он затонул 6 октября 1986 года в Атлантике со всем ракетно-ядерным и торпедным боезапасом на борту. Четыре человека погибли, остальных (включая командира) удалось поднять на гражданские суда, прибывшие к месту аварии.
       Все началось еще на берегу с неорганизованного и недостаточно качественного ремонта техники при подготовке к походу. Продолжилось — таким же халатным подходом к проверке готовности подлодки к выходу: уже тогда было ясно, что 6-я шахта неисправна — горел сигнал «наличие воды». Но проверяющие лишь распорядились убрать световой индикатор.
       Неисправность не раз давала о себе знать, но на нее особо не реагировали. Только лишь когда из шахты уже пошла не просто вода, а окислитель горючего, доложили на центральный пост. Несмотря на то, что в 1982 году на одном из подводных ракетоносцев ТОФ уже происходило нечто подобное и благодаря своевременным действиям личного состава была предотвращена крупная катастрофа, командование «К-219», по всей видимости, не было информировано о необходимых мерах защиты. В результате ракетоносец, продержавшись на воде около трех суток, затонул.
       Обращает на себя внимание ряд поразительных обстоятельств. Первое: уровень подготовки личного состава. Второе: узнав об аварии, командир спасенного ракетоносца Тихоокеанского флота принял все возможные меры, чтобы быть опрошенным комиссией по расследованию катастрофы. Он выходил даже на ЦК, хотел, чтобы в дальнейшем ничего подобного не повторилось. Выслушать его сочли излишним.
       
       Пожар на «К-131» 18.6.84. Пожар в 7—8-м отсеках.
       В 8-м отсеке было установлено точило, на котором изготовляли всяческие поделки — значки, зажимы и пр. Естественно, с нештатной электропроводкой и нештатным подключением к сети. Это — нарушение техники безопасности. Командование знало об этом, но ничего не было предпринято.
       Когда лодка находилась в подводном положении, произошло короткое замыкание. В отсеке, в котором повышенное содержание кислорода, мгновенно вспыхнул пожар. Начали тушить, на людях загорелась одежда, двое выскочили в соседний седьмой отсек — пожар вспыхнул и там.
       Через некоторое время пожар удалось ликвидировать. Но 13 человек погибли. И опять никто не был привлечен к уголовной ответственности. По данному происшествию была назначена специальная комиссия. Так вот, в ее состав вошли именно те, кто и отвечал за подготовку и безопасность плавания подводных лодок.
       

       

Отзыв

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera