Сюжеты

СУ СДЕЛАЛ «НОГУ»

Этот материал вышел в № 44 от 28 Июня 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Французские генералы помогли нашим боевым самолетам улететь от судебных приставов В табели о рангах мировых авиационных выставок первые места занимают два салона — в Бурже и в Фарнборо, они самые престижные. Французский отличается от...


Французские генералы помогли нашим боевым самолетам улететь от судебных приставов
       

   
       В табели о рангах мировых авиационных выставок первые места занимают два салона — в Бурже и в Фарнборо, они самые престижные. Французский отличается от английского тем, что представлен (хотя бы на несколько часов) самыми первыми лицами: президентами корпораций, генеральными директорами и конструкторами. Оба салона проводятся раз в два года, поочередно сменяя друг друга. В этом году демонстрация достижений авиации к началу ХХI века прошла в Бурже с 17 по 24 июня.
       Авиационная техника создается годами. Принципиально новые конструкции появляются нечасто. На нынешнем 44-м салоне Россия не поразила всех так, как в 1989 году, когда на выставке приземлился самый большой в мире самолет АН-225 «Мрия» с «Бураном» на борту (теперь — собственность Украины). Но новые разработки, вызвавшие интерес и привлекшие внимание международных специалистов, были.
        Первым экспонатом, который видели посетители выставки, пройдя главный вход, украшенный флагами стран-участниц, был похожий на огромного белого кита российский «Байкал». Это принципиально новая разработка Космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева — возвращаемая на Землю первая ступень ракет-носителей «Ангара», предназначенных для выведения космических аппаратов на околоземные орбиты и космические траектории. Она может использоваться многократно, возвращаясь на Землю как беспилотный самолет практически к месту старта.
       В Бурже прибыл «своим ходом» МиГ-АТ, которым интересуется не менее четырех десятков стран. Это интеллектуальная машина — учебный самолет, можно сказать, компьютер с крыльями, при помощи которого можно комфортно обучиться летать на истребителях, находящихся на вооружении любой армии мира (МиГах, СУ, Ф-16, Стелсах и т.д.) и даже тех, которые будут появляться в будущем.
       Пилотировали МиГ-АТ Герои России Павел Власов и Марат Лыков. Каждый день, вызывая у посетителей салона восхищение, они лихо крутили в небе фигуры высшего пилотажа, умещаясь в квадрате 1700 на 1700 метров (по регламенту демонстрационных полетов в Бурже, самолеты могут маневрировать в квадрате 3000 на 3000 метров). Их выступление на заключительном авиационном шоу, как и уже ставшую легендарной демонстрацию возможностей истребителя СУ-30 с неповторимой «коброй», парижане ждали с нетерпением.
       За три дня до завершения салона оба самолета улетели из Бурже, показав большой кукиш владельцу швейцарской фирмы «Нога», который снова, как и в Марселе с нашим парусником «Седов», попытался скандальным способом решить (почему-то опять на территории Франции) свои финансовые проблемы с российским правительством. На сей раз аппетит «Ноги» возрос, она (фирма) потребовала отдать «за долги» наш самый современный и перспективный боевой самолет фирмы Сухого. Дальше события развивались по правилам добротного детектива. Мы даем читателю самую правдоподобную версию (потому что никто на выставке не берет на себя ответственность утверждать, как было на самом деле). Сначала «Сухой» по требованию судебных исполнителей был отбуксирован за пределы выставки в техническую зону. Пламя скандала стремительно поднималось наверх, на правительственный уровень. Разрешение ситуации поручили военным. Они решительно отодвинули судебных исполнителей и под предлогом того, что Су-30МК будет продолжать свои показательные полеты до конца салона, разрешили ему подняться в воздух. Тут же произошло самое эффектное: самолет, «махнув серебряным им всем крылом», скрылся из глаз. Оказывается, разумеется по предварительной договоренности, «Сухой» перелетел на военный аэродром под Парижем, заправился и взял курс на Россию. Чтобы не искушать судьбу, за ним последовал МиГ-АТ. Им повсюду был предоставлен коридор. Один французский генерал, не назвав своего имени, сказал, что он рад был помочь русским друзьям, но очень сожалеет, что французы больше никогда не увидят эти прекрасные машины. Французы не были заинтересованы в усугублении ситуации, чтобы не портить начавшееся взаимовыгодное сотрудничество Франции и России в долгосрочных аэрокосмических проектах.
       Вице-премьер Илья Клебанов на пресс-конференции в российском посольстве сообщил, что к предстоящему визиту в Москву президента Жака Ширака готовятся к подписанию три соглашения: о размещении на наших авиационных заводах заказов на изготовление деталей для самого большого франко-европейского авиалайнера ЭРБАС-380, об оснащении учебных самолетов МиГ-АТ французской авионикой и об использовании российских ракет «Союз» для коммерческих запусков с французского космодрома Куру. Понятно, что планы слишком серьезные, чтобы позволить какой-то небольшой частной фирме (не слишком респектабельной) ставить им подножку.
       Нашими «летающими» экспонатами, кроме МиГ-АТ и СУ-30МК, можно считать СУ-25, 27 и 29, которые прибыли на выставку со звездой Давида (Израиль) и тевтонским крестом (Германия) на крыльях.
       Ежедневно в воздух поднимался огромный Ан-225 с украинским двуколором на борту. Его пилотировал А. В. Галуненко — помощник генерального конструктора, Герой Украины, заслуженный летчик-испытатель СССР, убежденный, как и начальник летно-испытательного комплекса фирмы «Антонов» М. Г. Харченко, что этот самолет такой же российский, как и украинский. И, если руководители наших стран вместо слов, хоть и правильных, не перейдут к практическим делам по кооперации в разработке и производстве авиационной техники, есть опасность, что «Мрия» будет доживать свой век «старой девой», хотя «женихов» (заказчиков на перевозки огромных и тяжелых грузов) не перечесть. Внимание публики было столь активным, что Ан-225 стал самым посещаемым местом. Постоянно через его чрево проходили толпы людей.
       А вот Ан-70, не имеющий аналогов военно-транспортный и десантный самолет, может так и остаться «молодым человеком из хорошей семьи», подававшим большие надежды, с... несложившейся биографией, потому что самолет собирается на Украине, но большое количество комплектующих деталей и оборудования выпускается в России.
       Многие российские авиастроители (ОАО «Роствертол», представившее ударный вертолет Ми-35) ограничились показом «статических» образцов техники или демонстрацией информации на стендах в закрытых павильонах (Научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева с крупнейшим в мире многоцелевым самолетом-амфибией А-40, вертолетная фирма Камова со знаменитой «Черной акулой» и т.д.). Их продукцию уже прекрасно знают и хотят купить, поэтому нет никакого смысла тратить огромные деньги на рекламу в виде показательных полетов, а надо только выполнять принятые на мировом авиарынке правила и предлагать выгодные для сделок условия.
       Например, потенциальных покупателей нашего МиГ-АТ смущает тот факт, что он до сих пор не закуплен российскими ВВС хотя бы в единственном экземпляре. Им непонятно, почему, если он такой экстраординарный, мы его не используем сами.
       Обычная мировая практика сегодняшнего дня — не продавать дорогостоящие авиалайнеры, а отдавать их в многолетний лизинг. А для этого компания-производитель должна взять долгосрочный кредит под разумные проценты. Но наши российские «гномы» меньше, чем под 20% годовых, в долг не дают! И хотя наши Туполевы, Яковлевы, Лавочкины надежны и относительно недорогие, авиаперевозчики предпочитают договариваться с другими фирмами.
       Другая проблема. Законодатели стран, в которых авиастроители кооперируются между собой, делают максимум для того, чтобы издержки авиапроизводства были минимальными. А у нас в России таможенные порядки таковы, что, к примеру, ящик болтов, сделанных в подмосковной Балашихе, обходится «антоновцам» по цене золотых. Украинцы тоже в долгу не остаются: за свой графитовый порошок они требуют только валюту или, на худой конец, гривны, которых у подмосковного авиаремонтного предприятия сроду не бывало и вряд ли будет, поскольку ему не разрешают иметь свой валютный счет в банке. А этот порошок производят только наши ближайшие братья-славяне, и взять его больше негде, приходится как-то договариваться... В итоге графитовый порошок тоже становится золотым.
       Мы по-прежнему не только не обделены вниманием на авиасалонах, но остаемся в центре внимания... Надолго ли? Наши конструктивные и технологические заделы на глазах тают. Если раньше мы опережали западных производителей на десятилетия (Ан-225 взлетел в 1988 году и до сих пор в мире нет подобного самолета), то теперь, по мнению российских экспертов, нам необходимо приложить немалые усилия, чтобы остаться в числе лидеров.
       Конкуренция между мировыми «грандами», производящими гражданскую и военную продукцию, очень жесткая. Надеяться, что кто-то будет вкладывать деньги в наши авиапредприятия в ущерб своим корпоративным и национальным интересам, наивно. Тут поможет только, как говорил Мао Цзэдун, «опора на собственные силы».
       В 1934 году в США под давлением общественности был принят первый антимонопольный закон, во исполнение которого авиационный гигант «Юнайтед» был расчленен на три компании: авиаперевозочную, самолетостроительную и авиамоторную. О'кей! —сказала «Юнайтед», но не разбежалась в разные стороны в поисках спонсоров и покупателей. Перевозчики заказали лайнеры самолетостроителям, а те — двигатели для этих лайнеров — моторостроителям. Все получили заказы и работу, а американская авиакосмическая отрасль стала настолько мощной, какой она есть сегодня. А мы поступаем прямо противоположным образом. У нас то и дело слышишь: надо брать в лизинг «Боинги» — они экономичнее! Или: не надо закупать для ВВС наши самолеты, лучше продавать их за границу. А то и вовсе предлагают наши авиазаводы ликвидировать, как атавизмы милитаристского прошлого.
       И еще. Фирма «Звезда — Стрела» демонстрировала ракету класса «Небо — вода», от которой никакому надводному и подводному кораблю увернуться невозможно. А не может ли оказаться в один прекрасный день, что эта потрясающая ракета есть у всех, кроме нас? Вопрос-то совсем нериторический.
       Наши специалисты признались, что ощущают положительные тенденции в отечественном самолетостроении и приглашают прийти и посмотреть «кое-что новое» на МАКСе — авиационно-космическом салоне в подмосковном городе Жуковском в начале августа этого года.
       Говорят, что французы тоже будут в нем участвовать...
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera