Сюжеты

ВОЙНА СЕВЕРА С ЮГОМ?

Этот материал вышел в № 44 от 28 Июня 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Фильмы КНДР и Южной Кореи на ММКФ За парадной стороной фестивальной жизни — свои кулисы. А в них — свои страсти, казусы, недоразумения, скандалы. Вроде зеркальной пропажи в первый день багажа сразу двух звезд, новобранцев ММКФ Петы Уилсон...


Фильмы КНДР и Южной Кореи на ММКФ
       
       За парадной стороной фестивальной жизни — свои кулисы. А в них — свои страсти, казусы, недоразумения, скандалы. Вроде зеркальной пропажи в первый день багажа сразу двух звезд, новобранцев ММКФ Петы Уилсон (Никиты) и Само Хунга (китайского городового). Комизм положения в том, что жертвами разбоя оказались как раз самые несгибаемые и непобедимые в киномире. (Впрочем, стало известно, что часть багажа уже найдена.)
        Но это еще цветочки. Прямо накануне фестиваля возникла угроза политического скандала. Инициировало его посольство Северной Кореи, категорически возразившее против показа фильмов «страны социалистического рассвета» вместе с картинами их южных капиталистических братьев. О способе разрешения конфликта мы решили узнать от автора программ «Кино КНДР» и «Кино Южной Кореи» Владимира Дмитриева.
       Как это ни покажется странным, при всей разнице идеологий, сюжетов есть и нечто объединяющее эти кинематографии: способ актерской игры, определенная пластика, особые взаимоотношения с миром природы. Все-таки они не так далеки друг от друга, как это может показаться на первый взгляд. Предварительно были отобраны картины из двух Корей. Но делегация и посольство КНДР воспротивились объединению фильмов в контекст единой программы. И мы разделили их на две обособленные программы: «Юг» и «Север». Обе показываются в «Ударнике». Мы старались соблюсти паритет, ни одну из сторон не обидеть.
       К сожалению, идеология в данном случае оказалась сильнее нашей чисто творческой и миротворческой задачи. Ни о каком противопоставлении речь не шла. Зритель имеет возможность увидеть. И уже сам соотносить, сравнивать. Ведь кинематограф Северной Кореи знаком нам лишь до конца 80-х. С Южной Кореей ситуация противоположная. Мы знаем лишь фильмы последних лет.
       — Вы уже посмотрели новые фильмы Северной Кореи, как оцениваете их качество? Не подавлена ли эстетика жесткими идеологическими установками?
       — Это кино действительно немного непривычно для нас. Особый менталитет, взгляд на окружающий мир, который требует уважения. Во всяком случае, залы на этих фильмах не пустуют. (К примеру, Станислав Ростоцкий восторженно относится к кино КНДР.)
       Опасны стены, которые мы устанавливаем по любым, даже благим причинам. Все должно быть показано. Очень люблю слова Анри Ланглуа: «Все фильмы рождаются равными и свободными».
       
       В конкурсе фестиваля — южнокорейский фильм с парадоксальным названием «Реальный вымысел». Культовый в стране режиссер Ким Ки Дук, автор знаменитого «Острова», декларирует в новой картине эксперимент. Снималась она в течение трех часов тридцатью камерами. (Причем режиссер признался, что снял бы ее еще быстрее, если бы не корейские журналисты, помешавшие началу работы.) Зато монтировалась два года. Это симбиоз отвязных формальных поисков в духе «Догмы» с эмоциональными кровавыми тарантиновскими страстями.
       «Показать подсознательное» — так режиссер формулирует идею картины. И упаковывает ее в форму матрешки. Несколько историй спелёнуты одна в другую. Первая — о робком уличном художнике, не способном защитить себя. Вторая — психодрама, развернутая на театральной сцене. Из нее мы узнаем обо всех обидах, когда-то нанесенных художнику. Третья — история превращения робкого, безответного героя в мстительного, безжалостного, кровавого убийцу. При этом он постоянно находится под прицелом цифровой камеры. (Это юная девушка следует за ним неотступно от преступления к преступлению, пока и сама не становится жертвой.)
       Но и это еще не все. Оказывается, вся кровавая история — всего лишь сон, экспрессионистский сон художника. Когда же зритель уже совершенно настроен на финал, камера отъезжает: мы видим, что вся история разворачивалась на огромной съемочной площадке под светом софитов.
       Такой вот корейский блоу-ап.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera