Сюжеты

НА «КАМЧАТКЕ» ПУСТЬ СИДЯТ ШУРА С ДЕЦЛОМ И МАДОННА С ГИТЛЕРОМ

Этот материал вышел в № 44 от 28 Июня 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Последний звонок на самом деле — событие политическое. И дело вовсе не в магическом числе — первый выпуск нового тысячелетия. Все гораздо прозаичнее. Звон колокольчика означает, что в обществе стало больше электората. И если раньше об...


       

  
       Последний звонок на самом деле — событие политическое. И дело вовсе не в магическом числе — первый выпуск нового тысячелетия. Все гораздо прозаичнее. Звон колокольчика означает, что в обществе стало больше электората. И если раньше об этих, теперь уже бывших школьниках думалось в последнюю очередь, то теперь — раз в четыре года — нужно будет заботиться основательно.
       Они, отплясывающие в предрассветных сумерках свои танцы бандерлогов, выпивающие тайком (как и мы когда-то) и курящие в открытую (как мы когда-то не могли), еще об этом не догадываются. Плачут родители, сопят учителя, разрушаются старые романы, создаются новые, изучаются аттестаты, строятся планы на будущее и считаются деньги для приемных комиссий, и никто не думает о том, что все они, выпускники, уже вступили в брак — с государством. И оно вскоре будет готово им предложить первую сделку с совестью — выборы
       
       Чтобы выяснить отношение выпускников к политике и политикам, звездам и тем, кто себя таковыми считает, «Новая газета» решилась на эксперимент. В нескольких школах Москвы и Подмосковья им был предложен список фамилий. Сих персоналий надобно было рассадить по партам согласно их характерным особенностям, предполагаемым пристрастиям, сходности и различиям, а заодно и себя, любимого (ую), куда-нибудь и с кем-нибудь поместить.
       Вообще-то класс — как слепок страны: со своей провинцией и столицей, Чечней местного масштаба и объявленным суверенитетом «Камчатки», со средней полосой — надежной, но бестолковой. Зайдя в класс, достаточно посмотреть на местоположение объектов воспитания, чтобы тут же угадать социальный статус и возможные интересы.
       Все учителя знают: от «Камчатки» жди беды, на ее обитателей лучше в начале урока спустить всех собак, чтобы они не очухались до звонка. Ни в коем случае нельзя надеяться на первые парты — могут подставить. Там обычно сидят либо записные умники, умеющие читать мелкий шрифт в учебнике, либо самые хитрые (ничего не знают, но берут активностью). И потому правильная рассадка в классе — половина успеха. (Неслучайно Ельцин уделял пристальное внимание тому, кто как сидит).
       Надо сказать, увидев предложенный перечень лиц, подлежащих местоустройству, и представив себе подобный классец, смеялись все. Больше всего учителя, внезапно ощутившие, что нынешний выпуск — не самый худший вариант из возможных. Оглашаю весь список: Березовский, Брежнев, Ван Дам, Гагарин, Гитлер, Горбачев, Децл, М. Джексон, Дибров, Доренко, Достоевский, Ельцин, Жириновский, Кафельников, Клинтон, Ленин, Лужков, Мадонна, Менделеев, Пугачева, Путин, Сталин, Сталлоне, Шура, Эйнштейн, Явлинский.
       Шесть лет назад, в 1995 году, когда мы проводили точно такой же опрос, реакция школьных работников, все так же не получавших зарплату, была точно такой же: «В таком классе работать не будем».
       А вот с детьми приключилась странность. Первый сравнительный результат озадачил. Процентов тридцать выпускников предпочли остаться за партой в одиночестве. Причем пять процентов вообще решили прогуливать уроки, ежели их запихнут в подобный класс, — только бы не видеть однокашников.
       В 1995 году, напротив, от сильных и известных мира сего никто себя изолировать не пытался. Наоборот, стремился приобщиться, чтобы осознать собственную значимость. Правда, список, конечно, нам пришлось слегка подкорректировать — половина из прежних фамилий показалась нынешним детям малознакомыми.
       Не вписались в XXI век: Бурбулис («Это что, баскетболист?»), Боровой («Кто-кто?»), Гребенщиков, Жванецкий, Зыкина, Вероника Кастро (Фиделя еще помнят), Кинчев, Лимонов, Маккартни, Любовь Орлова и Титомир — они для нынешних школьников стали просто историей. Кого-то не знали вовсе, а кого-то путали с артистами. Всех совсем незнакомых считали депутатами Госдумы.
       Как известно, в одиночестве за партой сидят либо всеобщие нелюбимцы, либо ярко выраженные индивидуалисты. В 2001-м году на одиночное существование были обречены: Достоевский, Гагарин и Дибров. Комментарии были просты: им со всеми остальными будет просто-напросто скучно. И если в 1995 году в одиночку отправляли Жириновского за мерзостное поведение в обществе, то в 2001-м решили, что вся остальная группа товарищей от Жириновского отличается все меньше и меньше.
       В 1995 году дети предпочитали выбирать себе в напартники звезд: Мадонну, Титомира, Сталлоне («чтоб было не скучно, и круто все-таки»), то теперь примерно треть решила вовсе отгородиться от суеты. То ли самостоятельности прибавилось, то ли публичность стала не в моде, то ли в школу стали ходить, чтобы учиться... (Хотя последнее предположение учителя отмели как несостоятельное.)
       Соревнование временем не выдержали даже Эйнштейн с Менделеевым, которых ранее сажали подле себя в надежде на банальное списывание. Лишь Достоевский остался вне конкуренции — абсолютный лидер по количеству выборов. Вот феномен: клянут его «Преступление и наказание» на чем свет стоит, но большего авторитета — нет. Может быть, просто опять пришло его время?
       От политиков же пытались всячески дистанцироваться, точно так же, как и в 1995 году. Их по-прежнему не любит никто, с ними предпочитают не садиться и считают, что они заслуживают только общения между собой. Лишь Клинтон на этот раз вызвал осторожный интерес, в принципе сравнимый с прошлым интересом мужской части коллектива к Мадонне. Может быть, и повод схож — Клинтона девочки выбирали чаще. Кстати, Мадонну — тоже. Мальчиков 2001 года в отличие от 1995-го голливудская звезда оставила равнодушной — стандарты, наверное, уже не те.
       К числу жителей «Камчатки» отнесли «сладкую парочку» Шура—Децл, там же разместили Жириновского с Гитлером (совпадение или же у детей развилось-таки классовое чутье?), а также Мадонну — «чтобы не отвлекала». К числу обитателей первых парт причислили пары: Эйнштейн—Достоевский («отличники ж». Никто из опрошенных не знал, что физик на самом деле был двоечником. Этот факт учителя старательно скрывают), Путин—Ельцин (а кто с ними еще сядет?), Горбачев—Гагарин («самоубийцы, ведь могли же жить спокойно»), Клинтон—Достоевский (наверное, чтобы первый наконец-таки осознал все тайны русской души).
       Стоит отметить, что политкорректность у детей, даже в принципе далеких от думских баталий, развилась необычайно. В 1995 году могли, например, запросто посадить за одну парту Горбачева с Ельциным. В 2001 году на это никто не пошел: «А вдруг подерутся?»
       Если же рассматривать положение ныне действующего президента, то абсолютное большинство посчитало, что место преемника — с тем, кто его таковым сделал. Абсолютное лидерство неразлучной пары Ельцин—Путин, как близнецов-братьев, было характерно для всех классов и школ. Ближе Ельцина к Путину подбирались лишь Клинтон и Березовский. Почему Березовский — понятно, а что касается американского варианта... Может быть, какие-то флюиды действительно витают в Кремле и донеслись-таки до московских школ. Думается, по этому поводу нужно немедленно отменить любые практики в администрации президента.
       Ежели рассматривать отдельно взятую фигуру Березовского, то она чаще всего обнаруживалась по соседству с Доренко. (То ли дети действительно слишком политизированны, то ли и ребенку все ясно... Но есть надежда, что на новых выборах этих выпускников уже не проведешь.) Также на соседство с нынешним политэмигрантом иногда обрекались Явлинский с Жириновским и Эйнштейн.
       Забавно, в 1995 году Эйнштейн чаще других оказывался за одной партой с Боровым. На этот раз посчитали, что помощь в подсчете процентов более нужна Березовскому. Новые времена — новые олигархи.
       Образ Григория Явлинского воспринимается нынешними школьниками своеобразно. Он оказывался за одной партой и с Жириновским, и с Березовским, и в более приличной компании — деятельного и амбициозного Лужкова, и «счастливчика» Диброва.
       Мэр же Москвы воспринимался двояко. Опрошенные почти поровну поделились на тех, кто ему симпатизирует, — тогда его размещали рядом с Горбачевым или Аллой Пугачевой; и тех, кто решил позлобствовать, для чего принципиально усаживали господина Лужкова за одну парту с господином Доренко — чтоб последнему было о чем рассказывать.
       Две единственные женщины из нашего «класса» оказались обречены на одиночество или на девишный междусобойчик. И только мужские качества Лужкова и Путина были оценены по достоинству. Если широкая русская душа Лужкова, по мнению выпускников, требовала пугачевского размаха, то образ Путина почему-то ассоциировался с Мадонной: то ли потому, что светленькая, то ли для контраста.
       Когда опрошенные выпускники хотели кому-то досадить, то подсаживали за одну парту к предмету своей мести Децла и Шуру. Чаще всего Шурой доставалось тому же Лужкову (наверное, не без влияния Доренко), а Децлом — Путину (извините, без комментариев).
       Надо сказать, справедливости ради, что несчастному Децлу попало все-таки больше других: то к Джексону посадят, то к Шуре, то к Жириновскому. Остается надеяться, что все это было проделано просто от зависти.
       Гагарин, как и в 1995 году, все так же занимал первую парту у окна, чтобы мечтательно смотреть в небо. А Кафельникову не повезло: по мнению детей, он — ярко выраженный одиночка. Хотя, может быть, и наоборот, такое мнение было продиктовано уважением: ведь и себя школьники особо не хотели обременять сомнительными связями...
       Среди середнячков, что занимают в классе центральные ряды, оказались кумиры прошлых лет: Ван Дам со Сталлоне, Ленин с Джексоном, Сталин с Гитлером и одинокий Брежнев...
       И уж не знаю, радоваться или огорчаться тому обстоятельству, что расхождения в результатах опроса были минимальны вне зависимости от школы. А может быть, отвечая на наши вопросы, они откровенно забавлялись?
       Или все-таки получается, что они в чем-то, но умнее нас, и пришло-таки время иных звезд?
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera