Сюжеты

ТУПОЙ УГОЛЬ

Этот материал вышел в № 46 от 05 Июля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

На рынке приказы не обсуждаются В середине июня полпреду президента в Сибирском федеральном округе Леониду Драчевскому удалось «убедить» руководителей угольных и энергетических компаний, а также железной дороги принципиально договориться...


На рынке приказы не обсуждаются
       
       В середине июня полпреду президента в Сибирском федеральном округе Леониду Драчевскому удалось «убедить» руководителей угольных и энергетических компаний, а также железной дороги принципиально договориться «заморозить» цены и тарифы на электроэнергию в регионе на отопительный период 2001—2002 годов. Правда, созданная рабочая группа должна будет еще подготовить проект соглашения между промышленниками, энергетиками, железнодорожниками, банками и местными властями о мерах, препятствующих росту цен в энергетическом комплексе. Л. Драчевский обосновывал свое продавливание идеи «замораживания» (или, как он выражается, «стабилизации») цен и тарифов заботой об обеспечении устойчивого снабжения топливно-энергетическими ресурсами сибирских регионов в осенне-зимний период.
       Предполагается «заморозить» цены и тарифы на электроэнергию на уровне июня 2001 года. Однако вопрос, насколько это сможет помочь экономике региона и его населению, остается открытым. Напротив, подобный «легковесный» на первый взгляд подход полпреда к решению сложнейшей задачи обеспечения топливом и энергией сибирских регионов вызывает вопросы.
       В принципе их два. Первый довольно тривиальный: кому это выгодно? Второй имеет драматический оттенок: насколько это выгодно государству в целом и к чему такая позиция полпреда может привести?
       На первый вопрос ответить достаточно легко. Тем более что тон при подготовке соглашения задавали угольные компании. Рассмотрим их позицию.
       Угольщики, требуя регулирования цен на электроэнергию, одновременно категорически высказались против государственного регулирования цен на уголь. Они были против и введения экспортных квот на энергетические угли. В целом в этом вопросе, касающемся их собственного кошелька, они демонстрируют вполне рыночный подход. Однако наряду с этим угольные компании потребовали обязательств по введению штрафных санкций энергетикам за несвоевременную оплату топлива и другие нарушения по оплате.
       Складывается впечатление, что Россия живет в правовом вакууме. Как будто нет ни законов, ни арбитражных судов и самым ценным указанием к действию является мнение руководства. Еще десяток лет назад это было мнение партийного руководства. Сегодня на руководящее мнение в таких сложных вопросах, как формирование тарифов, претендуют региональная администрация и представитель президента в Сибирском федеральном округе. А ведь, по сути дела, они просто идут на поводу у угольных и нефтяных лоббистов.
       Нелишне напомнить, что за последние десять лет рост цен на топливо (уголь и мазут) опережал рост тарифов на электроэнергию в 3,3 раза. Если в последнем квартале 1999 года средние тарифы на электроэнергию, поставляемую на потребительский рынок, составили 26,62 коп/кВт.ч, то в первом квартале текущего года — 41,57 коп/кВт.ч. Таким образом, увеличение составило чуть более полутора раз.
       Посмотрим для сравнения цены на уголь и мазут. За тот же период цена на уголь возросла с 119,9 рубля за тонну до 234,5 рубля, а на мазут — с 1042,76 рубля за тонну до 2093,63. Иными словами, в два или почти два раза. Более чем в 1,7 раза возросли за тот же период и тарифы МПС по доставке того же угля и мазута. Нельзя не согласиться с мнением кемеровского губернатора Амана Тулеева, тоже участвовавшего в совещании, о том, что рост тарифов на электроэнергию ведет к увеличению цен во всех других сферах экономики. Но разве губернатор забыл, что это правило касается и цен на уголь, мазут, их транспортировку? Это правило касается, кстати, и увеличения зарплаты тем же шахтерам: подскакивает в размере составляющая заработной платы, входящая в себестоимость угля. Но все же нельзя произвольно вырывать из общей экономической картины один аспект за счет других. Перефразируя известный рекламный слоган, скажем так: «Касками стучать по асфальту — это не мешки таскать».
       Губернатор, ругая энергетиков за высокие тарифы, хочет, очевидно, продемонстрировать заботу о своих избирателях. Явление, конечно, похвальное. Однако статистика не на стороне губернатора. Сегодня тарифы на энергию в России самые низкие в СНГ, исключая разве что Кыргызстан. Доля расходов населения на оплату электроэнергии составляет 1—2% доходов. Доля затрат на энергию в структуре себестоимости продукции не превышает 6—7% (кроме алюминиевой промышленности). Резкое же снижение или «заморозка» тарифов по рецепту Амана Тулеева не означает автоматическую активизацию инвестиционной деятельности.
       Стабилизации цен можно добиться в принципе двумя путями: рыночным и административным. Тот факт, что власть отказывается от рыночного пути и прибегает к административным методам, говорит явно не в пользу власти. Это означает фактически неспособность власти к пониманию экономических процессов, происходящих в стране, и нежелание в них разбираться.
       Конечно, приказать проще всего. Но хозяйственная жизнь развивается по своим объективным законам, и попытки волюнтаристски их трактовать или просто игнорировать всегда дорого обходились нашей стране.
       Предлагаемые полпредом президента меры никак нельзя назвать рыночными, и они не решат, а только на время «заморозят» ситуацию. Решать же проблему все равно придется, но чем дольше на нее закрывать глаза, тем большей кровью будет даваться это решение. Вместо движения вперед придется сдавать назад.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera