Сюжеты

ОТРЫЖКА ДЕМОКРАТИЕЙ

Этот материал вышел в № 50 от 19 Июля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса. Сегодня это знаменитое изречение вполне применимо к эпопее с договорами между федеральным Центром и субъектами Российской Федерации. Сначала о «трагедии». В...


       История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса. Сегодня это знаменитое изречение вполне применимо к эпопее с договорами между федеральным Центром и субъектами Российской Федерации.
       Сначала о «трагедии». В начале 90-х годов, когда после распада Советского Союза была велика угроза распада и Российской Федерации, Ельцин предложил регионам брать суверенитета столько, сколько они смогут проглотить. И форма для этого была подыскана подходящая: вслед за Федеративным договором 1992 года начали подписываться эксклюзивные договоры и соглашения между Центром и субъектами Федерации.
       Первыми эти договоры подписали лидеры «суверенизации» в России: республики Татарстан, Башкортостан, Якутия и другие. Эти договоры носили принципиальный характер. В них прописывались фактически более высокий статус национальных республик, их особый характер отношений с федеральным Центром и существенные налоговые, финансовые льготы, обширные права на пользование недрами и использование федеральной собственности... Это фактически была плата за сохранение республик в составе единого государства. Это была очень высокая цена сохранения целостности Российской Федерации.
       Однако президент Б. Н. Ельцин, пойдя на принципиальный компромисс, не сумел вовремя остановиться и начиная с 1996 года начал подписывать договоры также с краями и областями. И здесь уже о принципах или вынужденных во благо России уступках говорить было сложно. Достаточно посмотреть на географию договоров, подписанных в первую очередь. Это были договоры со Свердловской областью — родиной президента Ельцина, с Оренбуржьем — родиной премьера В. С. Черномырдина, Краснодарским краем — любимым местом отдыха российского руководства...
       И пошло, и поехало. Проекты договоров на любой вкус и цвет готовились в администрации президента. Причем чем их становилось больше, тем они разительнее походили друг на друга. Как близнецы-братья. Договоры стали подписывать к круглым датам, знаменательным событиям, к губернаторским выборам.
       Особенно много их было подписано в 1996-м — году президентских выборов и выборов большинства глав администраций субъектов Федерации. Причем дело доходило до курьезов. Так, в Тверской области во время предвыборной поездки Бориса Николаевича жители начали незапланированно жаловаться на плохую жизнь и спрашивать, почему так происходит. Не растерявшись, президент задал им встречный вопрос: «А вы договор с федеральным Центром подписали?» Все были сражены наповал, только губернатор сумел промолвить, что не подписали, не успели, очередь огромная. Тогда Ельцин предложил срочно (до выборов оставалось совсем мало времени) подготовить договор и торжественно подписать его, и все проблемы будут решены... Договор быстро подготовили, переписав под копирку с другого договора, подписали, а жизнь в Тверской губернии почему-то до сих пор не улучшилась.
       Другой курьез произошел в Алтайском крае, где действующий губернатор Л. А. Коршунов, выходя на выборы, загодя тщательно подготовил проект договора с Москвой как основную козырную карту в борьбе со своими конкурентами. Стал дозваниваться в Москву, в администрацию президента, узнавать, когда будет торжественное подписание договора. А время было горячее — выборы проходили каждую неделю, да и здоровье Бориса Николаевича после операции на сердце нужно было беречь. Поэтому Коршунову сказали, что приезжать в Москву не надо, а договор Ельцин подпишет с алтайским губернатором по (?!) телефону. Местное население быстро прознало про этот ответ и вынесло суровый приговор: все губернаторы как губернаторы, ездили в Кремль подписывать договоры, а нашего, видно, ни во что не ставят, если даже в столицу не пригласили. И прокатили на выборах...
       Чем дольше Ельцин правил, тем хуже исполнялись договоры и соглашения, а поэтому и желающих их подписывать становилось все меньше. Но около пятидесяти договоров с региональными руководителями, чуть больше половины общего числа субъектов Федерации, Ельцин все же подписал.
       Но тут и смена власти подоспела. В. В. Путин еще в бытность премьером в начале 2000 г. с ходу заявил, что договоры являются правовым наростом на конституционном теле страны. После этого о договорах уже мало кто напоминал, как будто их и вовсе не было. Однако время шло, после «красногвардейской атаки» на губернаторов и Совет Федерации (три путинских закона лета 2000 г.) президент сменил гнев на милость. Он разрешил М. Шаймиеву переизбираться на третий срок, порушив тем самым федеральный закон об ограничении двумя сроками времени пребывания региональных руководителей у власти.
       Почти одновременно в новообразованном Государственном совете В. В. Путин поручил Шаймиеву возглавить рабочую группу по подготовке концепции разграничения полномочий между федеральным Центром и регионами. Минтимер Шарипович добросовестно и в короткие сроки выполнил эту работу, предложив полностью легализовать договоры, придав им силу федеральных законов, и в дальнейшем именно на них опираться в отношениях между Центром и субъектами Федерации.
       Однако это явно не входило в планы президента и его администрации. Царские, извиняюсь, президентские милости не переходят по наследству, их нужно каждый раз заново завоевывать усердной службой новому главе государства. Поэтому Владимир Владимирович вместо не справившегося с задачей Шаймиева поручил проверенному в деле Д. Козаку возглавить президентскую комиссию по разграничению полномочий и похоронить полностью и окончательно ельцинское договорное наследство.
       И здесь как нельзя кстати помогла «инициатива с мест» — заявление четырех руководителей поволжских регионов (губернаторов Пермской, Нижегородской, Ульяновской областей и президента Республики Марий Эл) об отказе от ранее подписанных договоров с Центром. Так сказать, рояль в кустах. Кто от этого волжского почина получит больше дивидендов — полпред Поволжского избирательного округа С. Кириенко или переизбирающийся на второй срок 15 июля в Нижегородской области И. Скляров, покажет ближайшее время. Но совершенно очевидно, что это начинание не погаснет и вскоре от «бесполезных» договоров откажутся большинство руководителей краев и областей. Как вот уже несколько месяцев в Совете Федерации идет соревнование, кто из ныне действующих губернаторов раньше покинет свое законное (до 31 декабря 2001 г.) сенаторское кресло.
       И когда это соревнование, этот новый «своевременный» почин будет близок к завершению, то в крайне неловком положении окажутся «идейные» договорщики — президенты Татарстана, Башкортостана, Якутии, для которых тексты их договоров с Центром — не пустой звук, а «ярлык» на неограниченное правление, сакральность их власти в глазах собственных народов... Отказ от этих договоров будет равнозначен для Шаймиева и Рахимова их моральной смерти.
       Хотя, возможно, я идеализирую этих аксакалов российского федерализма. И может быть, отнюдь не случайно в новом правительстве в июле с. г. будет рассмотрена первой из субъектов Российской Федерации федеральная целевая программа социально-экономического развития Республики Татарстан (как в свое время в ельцинской администрации первым рассматривали проект договора с этой республикой). Хотя при этом еще несколько месяцев назад М. М. Касьянов и Г. О. Греф, говоря о приоритетах правительства на перспективу, заявляли, что таковых в региональном разрезе только три. Это Северный Кавказ, Калининградская область и Дальний Восток (включая Курилы). И вдруг — Татарстан, отнюдь не являющийся зоной военных действий, анклавом или забытой богом окраиной.
       Меняются времена, меняются названия, меняются подписанты, а суть, менталитет отношений власти и общества, Центра и регионов остаются такими же, как и несколько веков назад, — отношениями по принципу: «царь — вассал».
       Значит, все повторяется снова. Только теперь уже в виде фарса?
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera