Сюжеты

«ЮГРАНЕФТЬ» КАК ЗЕРКАЛО МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА РОССИИ

Этот материал вышел в № 50 от 19 Июля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

На Западе наш бизнес считают изначально криминальным На прошлой неделе российская пресса пережила очередной вал публикаций о небольшом совместном предприятии «Югранефть», добывающем нефть на Малочерногорском месторождении в Западной...


На Западе наш бизнес считают изначально криминальным
       
       На прошлой неделе российская пресса пережила очередной вал публикаций о небольшом совместном предприятии «Югранефть», добывающем нефть на Малочерногорском месторождении в Западной Сибири. Эта пропагандистская кампания едва ли заслуживала бы комментария сама по себе. Но она интересна как пример более широкой проблемы — проблемы формирования адекватного имиджа нашей страны на Западе.
       Ведь сколько раз описана история этого злополучного СП! Уже, казалось бы, все заинтересованные лица и рядовые читатели знают, как хозяйничали в «Югранефти» канадские акционеры во главе с бывшим советским гражданином Алексом Ротзангом, а если совсем точно, то представляемый ими кипрский офшор. Но напомним для порядка основную канву событий.
       Сначала канадцы систематически «обсчитывали и обвешивали» другого акционера — российскую нефтяную компанию «Черногорнефть», поставляя ей вместо нефти слабый водонефтяной раствор. Потом в 1999 году иностранные партнеры нарушили корпоративное право и в одностороннем порядке «переоценили» вклад «Черногорнефти» в уставной капитал СП, понизив его с сорока до полутора процентов. Установив таким образом единоличный контроль над СП, канадцы, взяв цифры с потолка, назначили себе дивидендов на 8 млн. долл. и вывезли их из России.
       Столь же бесцеремонно и категорично в 2000 году отказались признать новым акционером СП «Тюменскую нефтяную компанию» (ТНК), когда та приобрела имущественный комплекс «Черногорнефти» на аукционе. Руководство «Югранефти» проигнорировало требование арбитражного суда и отказалось внести изменения в реестр акционеров СП.
       И наконец, три недели назад, вопреки очередному решению суда, канадцы и их ставленники отказались передать дела новому, законно избранному генеральному директору СП. И вот тут началась подлинная истерия в канадской и российской прессе: «силовой захват», «беззаконие», «угроза уничтожения иностранной фирмы» и тому подобное.
       Вся эта история выглядит достаточно парадоксально. Казалось бы, немало правильных слов на самом высоком уровне говорилось о поддержке отечественных предпринимателей. Возможно, свою роль здесь сыграл сложившийся имидж самой Тюменской нефтяной компании. ТНК, входящая в первую пятерку нефтяных компаний России, славится жестким, напористым подходом. Действует она строго в рамках закона, но очень решительно. Так же, впрочем, поступали и американские нефтяные компании в 60-е годы, когда у них была своя волна слияний и поглощений.
       Не секрет, что эта манера ТНК иной раз шокировала ее иностранных конкурентов, но и заставила воспринимать молодую компанию на равных. Сейчас в числе деловых партнеров ТНК компании «Тексако» и «Кока-Кола», «АББ» и «Халлибертон». Даже со знаменитой «Бритиш петролеум» наладились конструктивные отношения, хотя стороны и доставили друг другу немало беспокойства. Есть у ТНК деловые связи и с канадскими компаниями.
       Так что дело в конечном результате, а не в российском партнере. По наблюдению одного из американских экспертов, «для Запада ТНК не является незнакомой компанией. Пусть она сначала приобрела несколько скандальную известность, но теперь, во всяком случае, ее знают все. И, присмотревшись к ней, поняли, что с ТНК можно иметь дело». Достаточно сказать, что «Черногорнефть» и поглотившая ее ТНК получали кредиты от Экспортно-импортного банка США, заём на рекордную сумму в полмиллиарда долларов был получен компанией в прошлом году. В связи с этим все финансовые операции компании подвергались детальной проверке. И вряд ли власти Оттавы о том не знали, учитывая теснейшую связь Канады с ее могущественным южным соседом.
       Ну а пресса и общественность — почему они так охотно поверили г-ну Ротзангу? Ответ очевиден: в современном западном мироощущении сложился прочный негативный образ России. Нас считают державой, где порядочным бизнесменам не создают условий для нормальной работы, а «обувают по полной программе». И таких примеров действительно немало.
       Впрочем, при освещении этого конфликта от западных журналистов трудно требовать другого подхода. В конце концов, они ориентируются на своего читателя, на его финансовые интересы. Негативный имидж России своими публикациями укрепляет и наша пресса. Пока эта ситуация не будет переломлена, правительства западных стран, зарубежное общественное мнение будут горой стоять за «своего», пусть и недобросовестного, инвестора.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera