Сюжеты

РУССКИЙ БЫТ

Этот материал вышел в № 51 от 23 Июля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Точный подсчет: сколько мы смеемся, плачем, поем и деремся Необъятную широту российской души можно измерить. Смех и плач, любовь и ненависть, пение и матерщина прекрасно укладываются в строгие формулировки социологических опросов. Зеркало...


Точный подсчет: сколько мы смеемся, плачем, поем и деремся
       

  
       Необъятную широту российской души можно измерить. Смех и плач, любовь и ненависть, пение и матерщина прекрасно укладываются в строгие формулировки социологических опросов. Зеркало статистики — лучшее средство от сомнений в правильности черт лица. Поверить алгеброй гармонию нашего загадочного менталитета попробовали Всероссийский Центр изучения общественного мнения и его сотрудник Александр ГОЛОВ
       
       Четыре дня — со смехом, один день — с плачем
       Самым распространенным душевным порывом, судя по исследованиям, является смех. Русский человек научился смеяться надо всем. Только мы можем хохотать, когда у нас счастье или горе, улыбаться в день получки или по поводу ее круглогодичного отсутствия. Как выяснили социологи, больше других смеются люди, у которых хватает денег не только на хлеб и мыло, но и на некоторые товары длительного пользования (телевизор, холодильник и т.п.). Когда не хватает уже на продукты, юмор потихоньку начинает улетучиваться, впрочем, не очень быстро.
       Как показывает опрос, четверо из пяти россиян смеются практически ежедневно вне зависимости от пола, возраста, образования, рода занятий, места жительства. Только восемь человек из двух тысяч опрошенных в возрасте восемнадцати лет и старше ответили категорично: «Никогда!»
       Чаще люди смеются в компании, причем предпочтение со значительным отрывом отдается легендарной группе из трех человек.
       Вопрос: «Когда вы в последний раз плакали?» — выявил немало гордецов. Что характерно, больше их оказалось среди мужчин: 19 процентов сильной половины нашего человечества ответили, что в жизни такого не было. Большая часть мужчин была не столь категорична, но вспомнить, когда такое случалось в последний раз, они не смогли.
       «Женская доля» оказалась более горькой: женщины плачут вчетверо чаще мужчин. Одна из трех-четырех дам пускает слезу почти ежедневно, каждая вторая — раз в неделю. Может, это и к лучшему. Отрицательно женский рев сказывается лишь на мужских нервах. Один известный психолог как-то заявил, что женщины живут больше мужчин, потому что свои стрессы снимают именно плачем, выплескивая все накопившееся.
        В отличие от наслаждения смехом плакать люди предпочитают в гордом одиночестве. И, увы, большая часть нашей страны плачет, к сожалению, из-за пустого холодильника.
       Однако доля юмора у русского народа перевешивает плаксивость. На один «водяной» день приходится четыре веселых!
       
       Поем и материмся поровну
       Отличительной чертой нашей нации является пристрастие к задушевным песням. Половина всего взрослого населения страны в течение недели поет хотя бы раз. 40 процентов напевают практически ежедневно.
       Основная причина для песнопения — порыв души, далеко не всегда подтвержденный музыкальным образованием. Чаще всего напевают влюбленные студенты в перерывах между лекциями. На втором месте хит-парада — домохoзяйки со своими колыбельными для детишек. На третьем месте — руководящий состав — 56%. Пению больше способствуют молодость и состоятельность, однако старость и бедность этот порыв не убивают, а лишь сокращают его количественно.
       При помощи песен свои эмоции чаще предпочитают выражать женщины. Мужская часть населения в основном заменяет семь нот на три буквы. Каждый второй мужчина матерится ежедневно. Чаще всего, если он уже разменял четвертый десяток. Дамы используют «нехорошие» слова в два раза реже, и только ближе к сорока годам пушкинский язык начинает поддаваться девальвации.
       Наличие денег в кармане на количество «пи» в минуту существенно не влияет. Хотя наиболее активно мат используют безработные, на втором месте — работающие, на третьем — те же руководители. Кстати, домохозяйки матерятся чаще пенсионеров.
       
       На семь драк — одна любовь
       Как оказалось, народ наш довольно влюбчивый: каждый десятый гражданин сегодня или вчера влюбился, а в течение месяца испытывает по две-три влюбленности. В год среднестатистический россиянин находится в этом состоянии около 20 раз. Но лишь один из семи при этом чувствует настоящую любовь. В том смысле, что одна из влюбленностей окажется для него последней не только в этом году, но и в следующем.
       Мужчины бросаются в омут любовных приключений вдвое чаще женщин. В возрасте от 18 до 40 лет частота влюбленностей практически не изменяется, но затем, увы, происходит резкий количественный спад. Хотя и в 90 лет «сильный пол» остается верен себе.
       У женщин влюбленность пропадает более плавно. Уступая мужчинам по количеству в два раза, дамы успевают нагнать кавалера лишь в период 40—49 лет.
       Выходит, что мужчины, по существу, несчастны, поскольку почти половина представителей сильного пола страдает от невзаимности... Да, а первая настоящая любовь приходит через семь лет после первой влюбленности.
       Дипломатия россиянам чужда. Драки происходят у нас довольно часто. На протяжении всей жизни «махать руками» довелось трем из четырех российских мужчин и одной из трех женщин. На десять мужских драк приходятся пять женских. У среднестатистического гражданина серьезные потасовки происходят у нас раз в год.
       Основная причина руко-
       прикладства банальна — деньги. Как оказалось, на количество драк очевидное влияние оказывает и география. Чаще всего мужчины дерутся в Сибири (греются, наверно), затем идет Дальний Восток и столица. Московские женщины, наоборот, по статистике, являются самыми мирными. Меньше всех дерутся на Европейском Юге.
       47 процентов россиян заявили, что никогда в жизни не дрались. (Либо сказывается русская лень, либо этих несчастных всю жизнь просто били.)
       
       Выпил — закурил
       Катализатором в любом споре чаще всего становится алкоголь. Тягой к выпивке наш народ славится во всем мире. Сильно выпивают больше половины всех мужчин и каждая третья женщина. Сухой закон соблюдают примерно четверть опрошенных.
       Роль компании для джентльменов зачастую существенна. Дамы же могут остаться с бутылкой и наедине. Возраст ничего не меняет. Количество выпитого начинает уменьшаться только с выходом на пенсию. Юноши и девушки 18—19 лет пьют практически на равных, и только потом доля пьющих женщин уменьшается.
       Больше всего запоев наблюдается в период с четверга по понедельник. Вторник и среда, как и положено, два «выходных» дня.
       Уровень образования сказывается лишь на дамах. Ниже образование — больше литров. Безработные, рабочие и руководители пьют практически одинаково (разница — всего два процента).
       Трезвенников чаще можно встретить в больших городах. В то же время в селах люди пьют «от безысходности», а значит, крепко и с последующим дебошем. Больше шансов остаться трезвым у мужчин, проживающих в малых городах.
       Результаты опроса по поводу курения, признаться, приятно удивляют. Половина россиян не курит и никогда не курила. Зато уж если кто начал курить, с этой привычкой не расстается. В течение последнего года бросили курить очень немногие, примерно один из ста россиян. Каждый третий россиянин курит серьезно — ежедневно и помногу.
        Пик курения у обоих полов наступает в 20—29 лет. После тридцати тяга к табаку у женщин падает практически вдвое. Больше всего курящих дам в Москве, представителей противоположного рода с папиросой чаще можно встретить в азиатской части страны. Девушки больше «дымят» в больших городах, юноши — в селах. По роду занятий опять же побеждают больше всех пьющие, матерящиеся и дерущиеся безработные.
       Итак, подведем итог. Больше всего наш славный народ смеется и поет. Кроме того, мужчины курят, матерятся и пьют, а женщины — плачут. Предпоследнее место в нашей жизни занимает любвеобильность. И на последнем месте в параде народных пристрастий идут драки.
       Самыми обеспеченными из россиян нужно признать безработных, которые всегда находят деньги на выпивку, сигареты и женщин, не брезгуя при этом показать свою мужественность в драке и обматерить окружающих. Любопытен и тип руководителя: наше начальство любит петь песни (даже не выпивая), употреблять горячительные напитки и ругать подчиненных. Может, потому у нас жизнь такая веселая?
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera