Сюжеты

КТО УПРАВЛЯЕТ ВАШИМ «ЯЩИКОМ»

Этот материал вышел в № 51 от 23 Июля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Законно ли увеличение громкости телевизора без команды хозяина при демонстрации рекламных роликов? Чтобы хоть как-то привлечь внимание телезрителей к рекламным роликам, телеканалами уже давно практикуется повышение громкости звука во время...


Законно ли увеличение громкости телевизора без команды хозяина при демонстрации рекламных роликов?
       

    
       Чтобы хоть как-то привлечь внимание телезрителей к рекламным роликам, телеканалами уже давно практикуется повышение громкости звука во время рекламы роликов по отношению к основным программам. Выражается это в том, что посреди спокойного и достаточно негромкого пения какой-нибудь западной поп-звезды вы слышите оглушительный крик, призывающий вас выпить нового «модного пива». Начав разбираться в ситуации, мы поняли, что... делается это абсолютно законно. Пока
       
       Вот как комментирует ситуацию доктор психологических наук, профессор Владимир Лебедев:
       — Во время просмотра телепрограмм органы чувств настраиваются на определенный уровень звука. Когда звуковое воздействие усиливается, на уровне подсознания возникает вопрос: а что бы это могло быть? То есть на подсознательном уровне внимание человека переключается на содержание рекламного ролика. По сути, это вмешательство в личную жизнь людей — вам дают более сильный звук и заставляют смотреть часто ненужную вам рекламу. С медицинской же точки зрения повышение уровня звука плохо влияет на психику и вредно для здоровья.
       Поскольку реклама, таким образом, может представлять некоторую опасность для психического здоровья людей, мы заинтересовались: а защищает ли кто-нибудь наши с вами права?
       Дмитрий Янин, директор по региональному развитию Международной конфедерации обществ потребителей, ответил однозначно:
       — Телеканалы и заказчики рекламы действуют на законных основаниях. Сейчас просто нет закона, регламентирующего уровень звука в рекламных роликах. Мы считаем, что повышать звук нельзя, поскольку происходит вмешательство в частную жизнь граждан.
       Сейчас Госдума пытается внести изменения и дополнения в закон «О рекламе...», эти изменения содержат несколько ограничений, а именно: «Громкость звука при трансляции рекламы не может превышать громкости звука основной программы».
       Кроме того, как выяснилось, во всем виноваты телеканалы. Чтобы прояснить ситуацию, мы попросили представителей крупнейших рекламных агентств и рекламодателей ответить на вопрос: отчего повышается громкость и не происходит ли это намеренно?
       Анастасия Прокудина — бренд-менеджер компании «Шварцкопф и Хенкель»:
       — Действительно, звук в рекламном блоке всегда громче, чем в основной программе. Это не инициатива рекламодателей. Это происходит в основном из-за разницы в качестве носителей и записи. То есть чистота и насыщенность звука и изображения у рекламных материалов всегда лучше, чем, например, у фильмов.
       Кристина Минина — менеджер отдела внешних и корпоративных связей представительства компании «Нестле»:
       — Звук не зависит от пожелания рекламодателя. Все материалы соответствуют стандартам, принятым на каждом конкретном телеканале. Что они просят, то мы подаем.
       В Национальной ассоциации телевещателей с этим мнением в принципе согласились:
       — Выравнивать громкость звука в рекламных роликах слишком затратно и технически сложно — в этом вся проблема...
       А Вадим Желнин — гендиректор Национальной ассоциации рекламодателей — пояснил:
       — И все же придется что-то предпринимать по этому поводу. Во-первых, принимается поправка к закону «О рекламе». А во-вторых, российское рекламное сообщество считает, что надо играть честно и таким образом повышать доверие людей к рекламе.
       С таким мнением согласны не все агентства. Большинство из них готовы по желанию клиента «повлиять» на телеканалы и намеренно увеличить звук в рекламе. Это, естественно, стоит денег и в контрактах не оговаривается.
       — Просто на каналах есть люди, которые за определенную плату помогают нам заработать деньги. Причем они, как правило, занимают довольно высокие посты, — поделился опытом гендиректор одного из крупнейших агентств в области телерекламы.
       Остальные ссылались на телевизионщиков. В рекламном агентстве «Бегемот» нам так и сказали:
       — Действительно, звук во время рекламы может повышаться. Предел зависит от технических требований канала. При подписании контракта компании придерживаются установленных стандартов.
       Наталья Борисова, медиапланер рекламного агентства «Барт-медиа», объяснила плюсы и минусы повышенного звука:
       — Более высокая громкость в какой-то степени делает рекламу эффективнее, это привлекает внимание. Такой прием хорош только для первого ролика во вставке, так как человек сначала обращает внимание на экран, а уже потом хватается за пульт и понижает звук или переключает канал. Это выгодно для клиентов, но плохо для слушателей. Простым зрителям повышение громкости, разумеется, неприятно.
       Рекламное агентство «Аврора»:
       — Оговаривать или не оговаривать это условие в контракте зависит от желания рекламодателя. Если вопрос о повышении звука рекламного ролика зафиксирован в контракте, то, безусловно, нужно соблюдать эту договоренность. Наша компания ни разу не сталкивалась со случаями, когда клиент просил включить такого рода положение в контракт. Хотя, я думаю, более высокий уровень звука рекламного ролика способствует его эффективности, делает его более запоминающимся и привлекательным. Этот вопрос должен каким-либо образом быть отражен в новом законе о рекламе, так как повышение звука является инструментом психологического воздействия на сознание потребителя.
       Получается, что нам придется вздрагивать от криков тети Аси до тех пор, пока не примут поправки к «рекламному» закону, или до той поры, пока на телеканалах столь примитивным образом предпочитают «увеличивать эффективность», а следовательно, и стоимость рекламы.
       ...Одни получают конверты с деньгами, а другие — простые телезрители — экономят электроэнергию. Просто выключают телевизоры на время рекламных блоков.
       
       Алексей КУЗНЕЦОВ, Виктория КРУШИНСКАЯ,


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera