Сюжеты

КТО УПРАВЛЯЕТ ВАШИМ «ЯЩИКОМ»

Этот материал вышел в № 51 от 23 Июля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Законно ли увеличение громкости телевизора без команды хозяина при демонстрации рекламных роликов? Чтобы хоть как-то привлечь внимание телезрителей к рекламным роликам, телеканалами уже давно практикуется повышение громкости звука во время...


Законно ли увеличение громкости телевизора без команды хозяина при демонстрации рекламных роликов?
       

    
       Чтобы хоть как-то привлечь внимание телезрителей к рекламным роликам, телеканалами уже давно практикуется повышение громкости звука во время рекламы роликов по отношению к основным программам. Выражается это в том, что посреди спокойного и достаточно негромкого пения какой-нибудь западной поп-звезды вы слышите оглушительный крик, призывающий вас выпить нового «модного пива». Начав разбираться в ситуации, мы поняли, что... делается это абсолютно законно. Пока
       
       Вот как комментирует ситуацию доктор психологических наук, профессор Владимир Лебедев:
       — Во время просмотра телепрограмм органы чувств настраиваются на определенный уровень звука. Когда звуковое воздействие усиливается, на уровне подсознания возникает вопрос: а что бы это могло быть? То есть на подсознательном уровне внимание человека переключается на содержание рекламного ролика. По сути, это вмешательство в личную жизнь людей — вам дают более сильный звук и заставляют смотреть часто ненужную вам рекламу. С медицинской же точки зрения повышение уровня звука плохо влияет на психику и вредно для здоровья.
       Поскольку реклама, таким образом, может представлять некоторую опасность для психического здоровья людей, мы заинтересовались: а защищает ли кто-нибудь наши с вами права?
       Дмитрий Янин, директор по региональному развитию Международной конфедерации обществ потребителей, ответил однозначно:
       — Телеканалы и заказчики рекламы действуют на законных основаниях. Сейчас просто нет закона, регламентирующего уровень звука в рекламных роликах. Мы считаем, что повышать звук нельзя, поскольку происходит вмешательство в частную жизнь граждан.
       Сейчас Госдума пытается внести изменения и дополнения в закон «О рекламе...», эти изменения содержат несколько ограничений, а именно: «Громкость звука при трансляции рекламы не может превышать громкости звука основной программы».
       Кроме того, как выяснилось, во всем виноваты телеканалы. Чтобы прояснить ситуацию, мы попросили представителей крупнейших рекламных агентств и рекламодателей ответить на вопрос: отчего повышается громкость и не происходит ли это намеренно?
       Анастасия Прокудина — бренд-менеджер компании «Шварцкопф и Хенкель»:
       — Действительно, звук в рекламном блоке всегда громче, чем в основной программе. Это не инициатива рекламодателей. Это происходит в основном из-за разницы в качестве носителей и записи. То есть чистота и насыщенность звука и изображения у рекламных материалов всегда лучше, чем, например, у фильмов.
       Кристина Минина — менеджер отдела внешних и корпоративных связей представительства компании «Нестле»:
       — Звук не зависит от пожелания рекламодателя. Все материалы соответствуют стандартам, принятым на каждом конкретном телеканале. Что они просят, то мы подаем.
       В Национальной ассоциации телевещателей с этим мнением в принципе согласились:
       — Выравнивать громкость звука в рекламных роликах слишком затратно и технически сложно — в этом вся проблема...
       А Вадим Желнин — гендиректор Национальной ассоциации рекламодателей — пояснил:
       — И все же придется что-то предпринимать по этому поводу. Во-первых, принимается поправка к закону «О рекламе». А во-вторых, российское рекламное сообщество считает, что надо играть честно и таким образом повышать доверие людей к рекламе.
       С таким мнением согласны не все агентства. Большинство из них готовы по желанию клиента «повлиять» на телеканалы и намеренно увеличить звук в рекламе. Это, естественно, стоит денег и в контрактах не оговаривается.
       — Просто на каналах есть люди, которые за определенную плату помогают нам заработать деньги. Причем они, как правило, занимают довольно высокие посты, — поделился опытом гендиректор одного из крупнейших агентств в области телерекламы.
       Остальные ссылались на телевизионщиков. В рекламном агентстве «Бегемот» нам так и сказали:
       — Действительно, звук во время рекламы может повышаться. Предел зависит от технических требований канала. При подписании контракта компании придерживаются установленных стандартов.
       Наталья Борисова, медиапланер рекламного агентства «Барт-медиа», объяснила плюсы и минусы повышенного звука:
       — Более высокая громкость в какой-то степени делает рекламу эффективнее, это привлекает внимание. Такой прием хорош только для первого ролика во вставке, так как человек сначала обращает внимание на экран, а уже потом хватается за пульт и понижает звук или переключает канал. Это выгодно для клиентов, но плохо для слушателей. Простым зрителям повышение громкости, разумеется, неприятно.
       Рекламное агентство «Аврора»:
       — Оговаривать или не оговаривать это условие в контракте зависит от желания рекламодателя. Если вопрос о повышении звука рекламного ролика зафиксирован в контракте, то, безусловно, нужно соблюдать эту договоренность. Наша компания ни разу не сталкивалась со случаями, когда клиент просил включить такого рода положение в контракт. Хотя, я думаю, более высокий уровень звука рекламного ролика способствует его эффективности, делает его более запоминающимся и привлекательным. Этот вопрос должен каким-либо образом быть отражен в новом законе о рекламе, так как повышение звука является инструментом психологического воздействия на сознание потребителя.
       Получается, что нам придется вздрагивать от криков тети Аси до тех пор, пока не примут поправки к «рекламному» закону, или до той поры, пока на телеканалах столь примитивным образом предпочитают «увеличивать эффективность», а следовательно, и стоимость рекламы.
       ...Одни получают конверты с деньгами, а другие — простые телезрители — экономят электроэнергию. Просто выключают телевизоры на время рекламных блоков.
       
       Алексей КУЗНЕЦОВ, Виктория КРУШИНСКАЯ,


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera