Сюжеты

ЗИМА ЕЩЕ НЕ НАСТУПИЛА

Этот материал вышел в № 55 от 06 Августа 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Путешествие Ким Чен Ира на бронепоезде вызвало перебои поставок топлива на электростанции. Но вождь северных корейцев — не главная проблема РАО «ЕЭС России». Давно замечено: с приближением зимы вид отечественных энергетиков становится все...


       
       Путешествие Ким Чен Ира на бронепоезде вызвало перебои поставок топлива на электростанции. Но вождь северных корейцев — не главная проблема РАО «ЕЭС России». Давно замечено: с приближением зимы вид отечественных энергетиков становится все более печальным. К холодам, конечно, готовятся. Графики чертят, планы составляют. Хотя есть на этой сезонной суматохе какая-то печать обреченности. Принимай меры или не принимай, а где-нибудь на Дальнем Востоке люди все равно замерзнут

       
       Еще бы не замерзли! Заместитель председателя правления РАО «ЕЭС России» Михаил Абызов сообщил на состоявшейся в четверг пресс-конференции, что запасы топлива АО «Дальэнерго» составляют лишь 61% норматива. И это после того, как компании была оказана экстренная помощь в размере 150 миллионов рублей.
       Ситуация в «проблемных регионах» (Приморский край, Камчатка, Амурская, Сахалинская, Магаданская области) оценивается как критическая. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства со своей работой не справляются. Запасы топлива в котельных составляют 5—30% от необходимого количества, отремонтировано всего 10—20% оборудования. Приморская городская Дума на своем заседании констатировала: дела обстоят хуже, чем в прошлом году. Тогда, напомним, обогреватели доставляли самолеты МЧС.
       В июле в РАО «ЕЭС» был создан антикризисный штаб. Его председателем стал Анатолий Чубайс. Цель работы штаба — предотвращение кризисных ситуаций в энергетике Дальнего Востока. Уже проведены переговоры с приморским губернатором Сергеем Дарькиным. В августе пройдет выездное заседание на Камчатке.
       Впрочем, одними лишь совещаниями ситуацию не поправишь. Стоимость угля постоянно растет. В Красноярске, например, на 290%. Министерство путей сообщения трижды в этом году повышало плату на железнодорожные перевозки. В общей сложности цены увеличились более чем на 40%. А местные энергетические комиссии вопреки решению правительства отказываются повышать тарифы. В результате прогнозируемый дефицит денежных средств в РАО «ЕЭС» составит 5 миллиардов рублей.
       Текущей выручки на покупку топлива в запас не хватает. Поэтому РАО вынуждено брать кредиты у Сбербанка — уже привлечено полтора миллиарда рублей. Но от региональных компаний поступили заявки еще на три миллиарда. Получить кредит сложно: фонды РАО «ЕЭС» не подлежат залогу, поэтому возникают проблемы с обеспечением возвратности. Приходится экономить. За первый квартал в естественной монополии сберегли 300 миллионов рублей. До конца года планируется снизить издержки на 1,2 миллиарда.
       По-прежнему главная головная боль энергетиков — неплатежи. По всей стране долг потребителей РАО «ЕЭС» достиг астрономической суммы — 107 миллиардов рублей. Самые злостные неплательщики — это предприятия ЖКХ, посредники и федеральные структуры. Правительство, правда, стало внимательнее относиться к погашению своей задолженности. Тем не менее в Магадане 60% государственных организаций за электроэнергию не платят.
       Слух о том, что премьер Касьянов планирует «заморозить» тарифы естественных монополий до конца года, зампред РАО «ЕЭС» Михаил Абызов прокомментировал так: у государства нет для этого необходимых рычагов в экономике. Правительству придется ввести регулирование в угольной отрасли. Сейчас там цены формируются свободно.
       Оправдываясь за предстоящие проблемы с отоплением, энергетики «переводят стрелки» на железнодорожников. Те регулярно нарушают график поставок. Член правления РАО «ЕЭС» Андрей Трапезников сообщил журналистам, что его компания собирается уже в августе подать в суд иски на МПС.
       Временные нормативы перевозок составляют семь дней. Фактически же РАО «ЕЭС» получает свои грузы на десятый и даже четырнадцатый день. За каждые сутки просрочки РАО хочет получить до 9% от стоимости перевозки. В компании уверены, что дело будет выиграно.
       Остается надеяться, что в выигрыше окажутся и жители холодных регионов.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera