Сюжеты

РАО «ЕЭС» В ПОИСКАХ «КРАЙНЕГО»

Этот материал вышел в № 55 от 06 Августа 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Все-таки интересная у нас страна. Привычка переваливать с больной головы на здоровую неистребима, начиная с детского сада и заканчивая высшими эшелонами власти. Последний пример — на прошлой неделе. В начале нынешнего года, памятуя о...


       
       Все-таки интересная у нас страна. Привычка переваливать с больной головы на здоровую неистребима, начиная с детского сада и заканчивая высшими эшелонами власти. Последний пример — на прошлой неделе.
       В начале нынешнего года, памятуя о замерзавшем всю прошедшую зиму Приморье, правительство составило график поставки угля на электростанции Дальнего Востока вплоть до 1 октября. График предусматривает постепенное наполнение «закромов» электростанций и так называемого неприкосновенного запаса.
       Однако денег в РАО «ЕЭС», как известно, очень мало, а на уголь их не хватает особенно. Именно этим объясняют энергетики тот факт, что закупка угля на данный момент как минимум на 4,5 миллиона тонн отстает от намеченной графиком.
       Жалобы на нехватку средств в устах энергетиков, конечно, выглядят довольно подозрительно. Не секрет, что в тарифе на электроэнергию топливная составляющая не превышает 20 — 25%, а платежей, даже в самые худшие времена, энергетики собирали не менее 50%. Путем несложных математических подсчетов легко выясняется, что суммарно топливо и прочие необходимые платежи не составляют и половины существующего тарифа. Так куда же уходят деньги РАО «ЕЭС», если их не хватает даже на сырье, каковым и является в данном случае уголь — святая святых любого производства?
       Впрочем, менеджеры энергетических систем, по всей видимости, в какой-то момент начали осознавать, что еще одной холодной зимы им уже не простят. А потому к середине июля деньги таки нашлись, причем в достаточно больших объемах: закупка угля сейчас производится в небывало бодром темпе, даже с опережением пресловутого графика. По признанию менеджеров РАО «ЕЭС», кредит в размере 1 миллиарда рублей был получен ими от Сбербанка и должен быть возвращен к ноябрю.
       Но теперь на бедных энергетиков новая напасть: теперь-де железнодорожники не хотят везти этот самый уголь ну ни в какую! Как утверждает пресс-служба РАО «ЕЭС», сейчас на различных участках железных дорог скопилось 3335 вагонов с углем.
       В МПС эту информацию опровергают. Заместитель министра путей сообщения Сергей Гришин на недавнем брифинге разъяснил журналистам ситуацию. По его словам, даже специалистам трудно оценить количество вагонов, скопившихся на железной дороге: каждый день отгружается огромное количество вагонов с углем на каждой из дорог Дальнего Востока, в целом — около 6 тысяч вагонов в сутки. Затем все они находятся в пути 5 — 7 суток. И скопление большого количества вагонов в данном случае — не аномалия, а вполне нормальное, технологически обоснованное явление.
       Планомерная же поставка угля на Дальний Восток уже сорвана самими энергетиками, которые закупали уголь, не заботясь о том, как его перевозить: очевидно, что транспортировка 600 тысяч тонн угля ежемесячно — совершенно не одно и то же, что перевозка двух миллионов тонн одномоментно. Железнодорожники, увы, не боги, чтобы найти враз такое количество вагонов да еще и отменить все прочие перевозки, включая пассажирские, дабы эти вагоны пропустить по стальной колее. Динамика отгрузки угля в июле подтверждает слова господина Гришина: если в первой декаде это было 170 вагонов в сутки, во второй — 378, то после 25 июля их количество превышает 570. Тем не менее железнодорожники принимают все возможные меры, чтобы необходимое количество угля было накоплено на электростанциях Дальнего Востока (а по плану правительства это 20,5 миллиона тонн) к 1 октября. Приходится ежедневно привлекать дополнительно до 3 тысяч вагонов, отвлекая их от перевозки леса и стройматериалов.
       Существует и другая проблема. По информации замминистра путей сообщения, около 1800 вагонов с углем уже ждут разгрузки на Дальневосточной железной дороге. Энергетики не торопятся их разгружать: износ выгрузочных устройств электростанций составляет, по оценкам специалистов, более 70%, а привлечение, как в прошлом году, солдат и прочих подневольных находится под большим вопросом. Это означает, что вагоны будут использоваться в качестве складов и задерживаться...
       И хотя, по словам Сергея Гришина, в таком случае начнут действовать экономические рычаги, оценить, а уж тем более возместить реальные потери МПС от задержки вагонов не сможет никто.
       31 июля в результате совместного совещания в МПС был создан штаб по контролю за выполнением обязательств, в который вошли представители МПС, РАО «ЕЭС» и Минтопэнерго. Будем надеяться, эта мера поможет Дальнему Востоку избежать ужасов прошлой зимы.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera