Сюжеты

ХУДОЖНИК

Этот материал вышел в № 55 от 06 Августа 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

К выставке дипломных работ МГХИ им. Сурикова Еще лет двадцать назад путь российского художника был более или менее очевиден. Учеба, диплом, обязательное участие хотя бы в одной всесоюзной выставке (без этого у вчерашних студентов не...


К выставке дипломных работ МГХИ
им. Сурикова
       

       Еще лет двадцать назад путь российского художника был более или менее очевиден. Учеба, диплом, обязательное участие хотя бы в одной всесоюзной выставке (без этого у вчерашних студентов не принимали документы в творческий союз), очередь на получение мастерской и работа на кухне над какими-нибудь «Веселыми козлятами» по заказу далекого колхоза. Или эстампами на темы героического советского прошлого. Скульпторы стремились получить «ленинские» подряды, выпускники худграфа пединститута строем шли в нонконформисты...
       Во второй половине 80-х ситуация изменилась. Прежняя иерархия рухнула. И хорошие и не очень хорошие художники оказались предоставлены сами себе.
       В экстремальных условиях оказалось тогда поколение нынешних сорокалетних.
       Может быть, нынешним выпускникам Суриковского института — в июле для их дипломных работ залы на Пречистенке впервые предоставила Академия художеств — повезет больше. МГХИ — один из немногих вузов, кто в дипломной графе «профессия» так прямо и пишет: живопись, графика. Никаких тебе худредов, учителей рисования или художников-конструкторов.
       При виде экспозиции понимаешь, что пристрастия педагогов пока остаются наиболее значимыми. Тот, кто в курсе эстетического «расклада» Московского союза художников, объединяющего пестрый спектр авторов — от почвенников до западников, вовсе не удивится, обнаружив у вчерашних студентов профессора Вячеслава Забелина Птичкина и Исаева слабость к интерьерам ростовских храмов и видам Соловков. В то время как многофигурные композиции подопечных Татьяны Назаренко закономерно отличает некоторая театральность, так популярная в 70—80-е годы. И уж откровенным, хотя и благополучным, парафразом на темы мэтра Павла Никонова оказываются «Торговцы» его дипломника Усачева.
       Почерк старшего поколения сказался и в устройстве выставки. В лучших советских традициях устроители отказались не только от имен педагогов на этикетках, но даже от имен самих экспонентов. Товарищ Соболевская, товарищ Зайцева, товарищ Лисиченко-Лисица...
       Суриковские дипломы-2001 неуловимо объединяет какая-то робкая старательность. В результате большинство экспонатов выставки пока годится скорее для интерьеров киношных или театральных декораций, чем для настоящих стен.
       И еще. Есть в этом вроде бы молодежном искусстве почти тотальное отсутствие чувства времени — если не брать в расчет несколько анекдотичные работы «В галерее современного искусства» и «В залах ЦДХ». На мой взгляд, повседневная жизнь искусства наших дней выглядит здесь отталкивающе и даже бессмысленно, и все же это одно из наиболее очевидных приближений к современности.
       Во времена полного отсутствия «личных» отношений художника и зрителя главными оказывались если не идеология, то ремесло. Умение написать небо над ткацкой фабрикой, безукоризненно уложить рельсы БАМа в пространстве холста...
       Сегодня с ремеслом лучше не стало, но и место полноценной идеологии остается свободным.
       Воспринять творчество как способ индивидуального мышления — главная и, увы, пока непосильная задача художника новейшей формации.
       Долгое время поколения московских живописцев, скульпторов, графиков боролись за сферы влияния, недвижимость творческого союза и прочие интересные вещи. В результате удалось потерять большинство выставочных залов и периодические издания по искусству, прекратить работу с творческой молодежью. Престиж молодежных выставок катастрофически упал, лишь единицы выпускников творческих вузов остаются в своей профессии, а не просто где-то поблизости.
       Быть художником тяжело, но и становиться им на таком фоне совсем непросто. Одна молодежная выставка, даже академическая, ничего не решит. Нужна последовательная программа.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera