Сюжеты

РЕГИНОВОЕ ЛИЦО

Этот материал вышел в № 57 от 13 Августа 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Тяжелое приземление на «Планету клоунады» Клоуны — моя слабость. В пору доверчивой молодости мои друзья здорово меня разыграли. Пригласили в гости к одному клоуну, а сами не пришли. Клоун встретил меня топ-лесс, горделиво играя мышцами....


Тяжелое приземление на «Планету клоунады»
       

       Клоуны — моя слабость. В пору доверчивой молодости мои друзья здорово меня разыграли. Пригласили в гости к одному клоуну, а сами не пришли. Клоун встретил меня топ-лесс, горделиво играя мышцами. Они ведь тренированные ребята, клоуны, потому что должны владеть всеми цирковыми жанрами. Обстановочка дома у клоуна (Коли) была спартанская: лежбище два на два и телевизор с редким в ту эпоху видеомагнитофоном. Клоун Коля посадил меня на койку и врубил видак. А именно — «Калигулу» Тинто Брасса. Короче, еле ноги унесла.
       Потом я встречала еще многих клоунов, и впечатление от Коли сгладилось и нормализовалось. А когда я впервые увидела «Лицедеев»... Чемпион-горнолыжник Жан-Клод Килли сказал: горные лыжи, может быть, и не есть счастье, но они вполне могут его заменить. Вот клоунада лицедейского покроя вполне заменяла счастье. Память о пошляке Коле изгладилась, и я отдала клоунам свое сердце, как это делал Полунин, извлекая его из желтых складок балахона, и оно пульсировало навстречу залу.
       «Лицедеи» переживали болезненные смены состава. Ушел и воссиял великой мировой звездой Полунин. Уехал небывалый, уникальный, мой любимый Леня Лейкин. Пришла молодежь. Пришел в один прекрасный день Юрий Гальцев, большой, толстый, в детской матроске и бескозырке, — и красноносое сердце «Лицедеев» запульсировало с новой силой, погнало свежую, сильную, веселую кровь.
       О Гальцеве заговорили как о большом артисте. В нем не было драматизма Енгибарова, мудрости Полунина, изумительных парадоксов Лейкина, но в русской клоунаде появился комик класса Фюнеса — отвечаю.
       Международные премии, «Золотой Остап», телевидение. Первым заметил неладное величайший питерский шутник, камертон вкуса Вадим Жук. Вручая Гальцеву «Остапа», Вадик по-тихому, без свидетелей, молвил в кармане сцены, пока зал «Октябрьский» бисировал: «Юра, ты, блин, хороший артист. Не халтурь».
       А тут я приезжаю из отпуска, а в Москве полным ходом — фестиваль «Планета клоунады». И как раз — Гальцев со своим театром, который так и называется «Юрий Гальцев & Ко». Ну могла ли я не схватить такси (30 р.) да и не полететь в ту же минуту в ТЮЗ, где квартировала «планета», в расчете, что как-нибудь меня-то уж пропустят.
       Расчет не оправдался. Юноша из оргкомитета пальчиком устранил из поля зрения мою ксиву и дал понять, что халява не светит. Зато в строгом соответствии с законом дефицита у входа в театр мотался десант оперативного торгового люда с полными карманами билетов. Пятьсот, рассудила я, это, пожалуй, слишком даже для Гальцева. А за двести взяла. Впрочем, брали и по пятьсот. В фойе была мною куплена, опять же за тридцатку, программка творческого центра «Новое искусство» с расписанием фестиваля. (Итого, Дуня, примечай, 260 р.) Открывался список-парад участников именно «Гальцевым энд Ко». Как звездой первой величины. («Лицедеи» значились четырнадцатыми.)
       Теперь рассмотрим, за что же я выложила кровные 312 рублей, считая пачку анальгина и две бутылки пива от головной боли и тоски, приобретенные на обратном пути в круглосуточной аптеке «36 и 6» и ближайшем ларьке.
       Нельзя сказать, что Юрий Гальцев в «спектакле» не замечен вовсе. Нет, Юрий Гальцев, обладатель звания «Резиновое лицо», учрежденного комиками Франции, показал свой старый-престарый номер «Стиральная машина» (сославшись на некую знакомую журналистку, которая его об этом буквально умоляла). И вообще довольно много мельтешился у микрофона, хлопотал своим «резиновым лицом», трепался и пел. О, мучительный брайтонский юморок на уровне ширинки! Пипл, впрочем, как говорится, хавает и очень даже «хохотался», по выражению незабвенного Фрунзика Мкртчяна. (А мне отчего-то живо вспомнился мой соблазнитель Коля: в этом смысле ужимки миляги Гальцева можно, конечно, отнести к разряду клоунады...) Дело дошло до того, что артист, на которого пылкие граждане отмусоливали спекулянтам по полтыщи, с честной сцены ТЮЗа, опаленной пламенем Генриетты Яновской и Камы Гинкаса, принялся травить анекдоты а-ля какой-нибудь Лион Измайлов.
       Когда солист уставал, паузы закрывала группа подтанцовки — собственно «Ко». Клоуны Гарик и Юрик и клоунесса Настя в виде сосунка в подштанниках старались, слова не скажу. Шустрили так, будто Гальцев работал в забое.
       И каким-то неведомым боком оказалась пристегнутой к клоунскому театру самая настоящая певица. Ну, знаете, ля-ля там, айсберг в океане и прочая лабуда. Пела, как заведенная. Собственно говоря, это был ее бенефис. А эстрадная песня как таковая приводит меня в ярость, как Змея Горыныча — какой-нибудь русский дух с бодуна и год не мывши. Причем за свои же деньги! Такое не прощают.
       Я навела справки. Алика Усубиани училась в ЛГИТМИКе вместе с Юрием Гальцевым. В Питере площадок ей особо не дают. Ну и Гальцев по доброте душевной и по старой дружбе пристроил ее в программу. Дружба — это святое, я не против. Но не за мой же счет!
       Короче, вечер — насмарку. Я пришла домой буквально в слезах и позвонила в Петербург Вадику Жуку. «Вот! — закричал мой дружок. — А ведь я, блин, ему говорил! Ты смотри, как эстрада жрет талантливых людей!»
       Ночью мне приснилась эстрада с нечеловеческим лицом Регины Дубовицкой. Она была вся резиновая, непристойно качала бедрами и пела ударный хит сезона «Ой, мама, шика дам».
       Я решила больше не ходить на клоунский фестиваль. Потому что клоуны — моя слабость. И я боюсь разочарований. Вместо этого я пошла утром в зоопарк. Туда приехали погостить китайские панды. Ничего смешнее я в жизни не видала. Потому что клоун — он и в Китае клоун. «Клон», как говорила в младенчестве моя дочь. Что в корне неверно. Клоун — уникален. Почти как панда.
       Там никто, слава Богу, не пел. Панды едят один бамбук и не жрут мух с котлетами. Берегут этих медведиков в Китае как зеницу косого китайского ока. За убийство панды полагается смертная казнь.
       Хорошо бы ввести ее (ну хоть символически) за убийство клоуна.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera