Сюжеты

«ЧУВАШСКАЯ МОДЕЛЬ» В РЕФОРМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Этот материал вышел в № 58 от 16 Августа 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

1 сентября не за горами, и всех нас волнует вопрос: откроет ли наступающий 2001/02 учебный год новую главу в истории нашей школы, станет ли он началом долгожданных перемен на пути к возрождению нашего образования, которое мы продолжаем...


       
       1 сентября не за горами, и всех нас волнует вопрос: откроет ли наступающий 2001/02 учебный год новую главу в истории нашей школы, станет ли он началом долгожданных перемен на пути к возрождению нашего образования, которое мы продолжаем считать самым лучшим в мире?
       
       Говоря о реформировании нашей системы образования, мы порой забываем обратить внимание на ее самые слабые звенья, одним из которых сейчас являются наши сельские школы. Как увеличить шансы выпускников сельских школ на получение высшего образования, как дать детям действительно нужные и полезные знания, которые они могли бы использовать при трудоустройстве, социальной адаптации, наконец, кто будет преподавать в наших опустевших селах в условиях, когда большинство селян стараются переехать в город?
       В этой связи интересно посмотреть, как эта проблема решается в Чувашской Республике, в которой значительный процент детей — 41% — учатся в сельских школах, а деревня по-прежнему является основой агропромышленного комплекса. Между тем экспериментально-творческая деятельность губернатора Николая Федорова по развитию образования в республике уже позволяет говорить о «чувашской модели» сельской школы.
       «В современной России нет равных возможностей получать высококачественное образование для всех ее граждан. Причин тому много: например, резкая дифференциация по уровню доходов родителей, появление большого разнообразия в специализации, в уровне преподавания в школах. Но поскольку особенно последнее проявилось преимущественно в крупных городах, то положение учащихся сельских школ заметно ухудшилось. Сможем ли мы сегодня уничтожить это неравенство? «Хотелось бы, — говорит президент республики. — Но если быть честным, то ответ будет такой — нет, не сможем. Нет еще таких идеальных условий». Однако Федоров уверен в том, что необходимо последовательно двигаться в направлении уменьшения этого неравенства.
       Сегодня многие ратуют за возвращение к советской школе, преимущества которой стали особенно очевидны после того «рыночного» разрушения, которому подверглась школа в 90-е. Да, у советской школы за плечами много достижений. Но времена переменились, и школа не должна отставать от современного ритма жизни. По идее, она должна даже опережать его, предугадывая потребности и запросы времени. В идеале школа должна быть гибкой системой, готовой к ежедневной трансформации, должна стать гарантом для будущей самореализации каждого ученика. С этой целью в Чувашии осуществляется новая целенаправленная политика в развитии образования на селе.
       В результате вместо многочисленных малокомплектных школ будут созданы образовательные центры с оптимальными социально-экономическими параметрами, с полноценной материальной базой, высококвалифицированными учителями, с обязательным подключением к интернету. В таких образовательных центрах, которые объединят сразу несколько деревень, школьники, а в особенности старшеклассники, смогут самореализоваться в полной мере. При укрупнении полных средних школ выпускник уже получит профильное среднее образование и не будет в роли «крепостного», не станет заложником некачественного сельского образования, а получит хорошую профессию.
       Между тем все усилия власти по улучшению качества образования должны опираться на реальный уровень знаний учащихся. Сегодняшний аттестат зрелости не дает нам объективной оценки знаний выпускников школ. Роль «лакмусовой бумажки» отводится вводимому в России единому государственному экзамену (ЕГЭ).
       В этом году Чувашия в числе других регионов участвовала в эксперименте по ЕГЭ. Эксперимент прошел удачно, без срывов, а его результаты даже превысили ожидаемые. При этом надо отметить, что сам президент Чувашии первоначально не был сторонником введения ЕГЭ, и решение об участии республики в эксперименте далось ему нелегко. Однако, тщательно взвесив все плюсы и минусы, Федоров пришел к выводу, что реформы в образовании неизбежны и прогрессивны. Идет естественный процесс: старое постепенно отмирает и уступает место новому. Президент Чувашии считает, что потребуются еще два-три года эксперимента с ЕГЭ, чтобы отработать механизмы, гарантирующие объективность оценки знаний учащихся, права личности и автономию учебных заведений. «Пока же мы будем изучать опыт, полученный в результате эксперимента, и оценивать эффективность новой системы — как на высшем уровне, так и уровне отдельно взятой школы», — заявил Николай Федоров.
       29 августа в Кремле под председательством Владимира Путина состоится заседание Госсовета, посвященное обсуждению проблем образования в России. К этому совещанию рабочей группой Госсовета подготовлен доклад, получивший название «Образовательная политика России на современном этапе». И видимо, не случайно первым в списке выступающих членов Госсовета записан Николай Федоров, доклад которого называется «Внимание сельской школе: равный доступ к получению качественного образования».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera