Сюжеты

ОНА КАЗАЛАСЬ БОГИНЕЙ

Этот материал вышел в № 58 от 16 Августа 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

ОНА КАЗАЛАСЬ БОГИНЕИ. НО БЫЛА — ЛУЧШЕ Один незабываемый образподарила мне судьба. Это образ актрисы от Бога. В течение всей жизни он служил мне неким камертоном, который никогда не терял своего чистого звучания. У нее была счастливая...


ОНА КАЗАЛАСЬ БОГИНЕИ.
НО БЫЛА — ЛУЧШЕ
       
       Один незабываемый образподарила мне судьба. Это образ актрисы от Бога. В течение всей жизни он служил мне неким камертоном, который никогда не терял своего чистого звучания.
       У нее была счастливая актерская судьба. Она сыграла почти все из классического театрального репертуара. Много снималась в кино. Пожалуй, все ее актерские пристрастия, за исключением роли Леди Макбет, были воплощены в жизнь.
       — «Макбет» без Макбета? — вопрошали режиссеры. — Нет подходящего для вас Макбета в театре, и все тут.
       Удивительная штука жизнь. Мог ли я, пятнадцатилетний юнец, увидевший Верико Анджапаридзе и буквально ошеломленный ее игрой, представить себе тогда, что пройдут годы и я стану партнером театральной Дивы на сцене, женюсь на ее дочери Софико, стану членом их семьи и проведу лучшие годы жизни в доме, который Михаил Чиаурели построил на Пикрис-горе (Горе раздумий) в том самом месте, где впервые поцеловал свою будущую супругу.
       Двери этого дома всегда были открыты для друзей, знакомых, гостей. Кто только не побывал здесь за прошедшие десятилетия — выдающиеся артисты и режиссеры разных поколений, знаменитые писатели, композиторы и художники, известные политики и бизнесмены. Радушная хозяйка всегда радовалась гостям.
       Как-то поздно вечером на огонек явились неожиданные гости — люди очень высокого положения, в общем, власть имущие. Быстро был организован небольшой ужин. Все было красиво, гости — в прекрасном настроении. Сыпались каламбуры, цитаты, афоризмы. Каждый старался превзойти всех. Этакая демонстрация накопленных всей жизнью знаний, красноречия, обаяния. Верико без устали хлопотала, подавала на стол, убирала, улыбалась и... молчала. Видимо, ее раздражали стремление гостей казаться умнее, чем они есть на самом деле, демонстрация важности своего положения и должностей. Я наблюдал за ней и чувствовал, что вот-вот грянут гром и молния. И когда она вежливо, но очень уж решительно попросила внимания, понял: грозы не миновать.
       — Как мне вас жалко, — улыбаясь, сказала Верико.
       Наступила гробовая тишина. Все замерли в ожидании объяснений, кого ей жалко и почему.
       — Ведь вы всю свою жизнь должны доказывать, что умнее нас. А это очень трудно, ой, как трудно, если вообще возможно...
       Хочу рассказать об одном уникальном случае. Как известно, Верико долго с блеском играла Юдифь в марджановской постановке «Уриэль Акоста». Это одна из лучших ее ролей. Будучи уже далеко не молодой, она по-прежнему пленяла зрителей.
       И вот на очередном спектакле, в третьем акте, она упала. Верико не могла даже пошевелиться. «Скорая помощь» доставила ее в больницу. Перелом руки и ноги — таков был диагноз врачей.
       В театре тем временем творилось что-то невообразимое. Четвертый акт — это акт Юдифи. Зрители, переполнившие зал, узнали обо всем, но никто и не думал уходить. Предстоял четвертый — завершающий — акт. Послали за молодой актрисой Додо Чичинадзе — выручать спектакль. Та примчалась, мгновенно оделась и загримировалась. Антракт затянулся на 45 минут...
       Дали третий звонок. Все заняли свои места. Один из актеров уже собирался выйти на сцену, пока не подняли занавес, и сообщить о замене. И тут телефонный звонок из больницы. Звонили по поручению Верико: она просила сообщить, что через 15 минут будет на месте и... продолжит спектакль.
       Поверить в это невозможно. Но тем не менее все произошло именно так. Ровно через четверть часа поднялся занавес... Весь зал встал и долго аплодировал.
       А на сцене, слегка опираясь здоровой рукой на дугообразную спинку кресла, стояла Верико — с гипсовыми повязками на ноге и руке, со слезами на глазах и горделиво вскинутой головой, готовая даже в таком состоянии служить зрителю, играть и жить только для него. Слезы, навернувшиеся на глаза, были не от боли — ее она не чувствовала, а от счастья, от сознания обоюдной, всеобъемлющей любви между артистом и зрителем.
       Ее партнер по спектаклю Пьер Кобахидзе тихо сказал:
       — С человеком стряслась беда, и даже это превратилось в красивейший эпизод ее жизни. И в этом, оказывается, надо иметь счастье. Везет же людям...
       Имя Верико Анджапаридзе стало поистине легендарным. О ней продолжают говорить в восторженных тонах, с истинным почитанием. В октябре прошлого года лучшей грузинской актрисе всех времен исполнилось бы 100 лет. К сожалению, эта дата прошла как-то незаметно. Причина — финансовые проблемы. Государство, конечно, могло профинансировать юбилейный вечер, но посчитало, что в честь векового юбилея крупнейшей актрисы страны обойтись одним мероприятием недостаточно. Юбилейные торжества перенесены, возможно, на конец нынешнего года.
       Решено провести их масштабно — выпустить альбом, снять документальный фильм, поставить памятник великой актрисе. Надеюсь, что средства на все это обязательно найдутся.
       И еще очень надеюсь, что к этому времени мы закончим строительство нового здания для Театра одного актера, который так и называется — «Верико» и художественным руководителем которого я имею счастье и честь быть.
       
       P.S.
       В одном из московских издательств готовится к выпуску книга Котэ Махарадзе «Репортаж без микрофона». Этот опус, задуманный и начатый еще в конце 80-х годов, несомненно, интересен, как интересен и его автор — ставший легендарным при жизни спортивный комментатор, актер, режиссер. Предполагаю, что большинство читателей, коему знаком лишь бархатный баритон футбольного комментатора, будет приятно удивлено многообразием его творческих устремлений — от художественной литературы и театра до балета и кино.
       «Новая газета» предлагает своему читателю несколько фрагментов из книги. Это первая публикация в российской прессе. Приятно, что состоялась она у нас. Расцениваем этот факт как еще одно проявление симпатий и доверия батоно Котэ к нашей газете.

       

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera