Сюжеты

«РУССКИЙ ТИТАНИК» НА RENTV: КАТАСТРОФА ВЕКА 15 ЛЕТ СПУСТЯ

Этот материал вышел в № 62 от 30 Августа 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Гибель теплохода «Адмирал Нахимов» в 1986 году всколыхнула всю страну. Его палубы любили кинематографисты — на них играли немало великих актеров. И это судно ушло под воду всего за 7 минут, унеся в пучину 423 человеческих жизни. Это...


       
       Гибель теплохода «Адмирал Нахимов» в 1986 году всколыхнула всю страну. Его палубы любили кинематографисты — на них играли немало великих актеров. И это судно ушло под воду всего за 7 минут, унеся в пучину 423 человеческих жизни. Это случилось летом, недалеко от берега. Температура воды за бортом + 27. Люди могли доплыть до берега, который находился всего в двух милях… Телекомпания RENTV спустя 15 лет объяснила истинную причину катастрофы. 31 августа, в день пятнадцатилетия трагедии, в эфире RENTV – фильм Оксаны Барковской «Русский Титаник».
       
       Официальная версия драмы – столкновение с сухогрузом «Петр Васев». Запоздалые купальщики и влюбленные парочки на берегу запомнили на всю жизнь тот жуткий, сотрясший Цемесскую бухту грохот удара. «Адмиралу Нахимову» фактически оторвало днище – он получил пробоину в 80 кв. метров. Вода заполняла трюм и палубы со скоростью 29 000 кубометров в минуту, моментально превратив трюм с каютами команды в братскую могилу. А на верхних палубах тут же погас свет. Бухта наполнилась криками и стонами. Кто-то сразу прыгнул за борт. А потом со всех сторон к месту аварии помчались катера, моторные лодки спасателей. Что им предстояло увидеть – лучше не пересказывать. Утром, когда моряки с других моторок наполняли черные полиэтиленовые мешки частями человеческих тел, многие из них возвращались на берег поседевшими.
       Прошло 15 лет, но боль не утихла. У очевидцев до сих пор на глазах слезы, а свидетелей, которые могут воссоздать реальную картину происшедшего, найти практически невозможно. Гриф секретности с уголовного дела до сих пор не снят. Погружаясь в лабиринты загадок, автор «Русского Титаника» Оксана Барковская со съемочной группой преодолела немало трудностей. Вначале ей обещали щедрую помощь в Новороссийском порту, потом те же люди пытались сорвать съемки. Но бескорыстно помогали другие – например, один местный бизнесмен предоставил свою яхту, и на ней дайверы вышли в море…
       В основе фильма – уникальные подводные съемки дайверов во главе с оператором Дмитрием Волковым. Там, на дне моря, сохранилась великолепная библиотека, в шкафах висят вещи, обстановка кают не нарушена, и все покоится в благополучном порядке – за семь минут ничто не нарушило привычного уклада. «Почти в каждой каюте на столах до сих пор лежат книги о «Титанике», – говорит Оксана Барковская, — их продавали на лотке перед трапом. А еще постоянно фигурирует несчастливое число «13». Корабль спущен на воду спустя 13 лет после катастрофы «Титаника», тоже в апреле, день в день. Принадлежал до войны немцам и носил название «Берлин». Существует даже версия, что он был личным кораблем Гитлера, и потому за ним усиленно «охотились». В войну «Берлин» дважды тонул, два года пролежал на морском дне, и когда его подняли в 1947 году, то чинили опять-таки 13 лет – лишь в 1960 году он снова вышел на линии. Боцман Вильям Лобода, спасший почти половину из выживших пассажиров и покинувший палубу одним из последних, говорит в нашем фильме и вовсе «крамольные» вещи. Мол, кто такой был сам Нахимов? Конечно, герой, мужественный адмирал. Но ведь он дважды собственноручно топил российский флот! И потому просил, чтобы после смерти его именем русских кораблей не называли. А когда он проходил Цемесскую бухту в Новороссийске, то постоянно говорил, что, несмотря на благоприятную погоду, его не покидает щемящее, тревожное чувство.
       Но это лирика. Не она причина трагедии…»
       Барковская предъявляет жестокие обвинения реальным виновникам трагедии. Она неголословна: нашла очевидцев, которые подтверждают ее версии и выводы, — тех, кто сумел доплыть до берега, работников портового морга-рефрижератора, матросов-спасателей.
       Капитан «Адмирала Нахимова» Вадим Марков, кстати, подобно корабельной крысе покинувший палубу одним из первых и плюхнувшийся в шлюпку с едва замоченными кончиками брюк, и сегодня работает на ниве судоходства. Капитан сухогруза «Петр Васев», протаранивший «Адмирала Нахимова», после амнистии в 1992 году перебрался в Израиль. Вместо положенных 15 лет за решеткой оба капитана не отсидели и шести. Реконструируя события трагической ночи, журналисты установили, что, пока один капитан лихачил, другой отправился смотреть футбол с находившимся на борту генералом КГБ... Кроме того, почти за месяц до трагедии был составлен акт, в котором было установлено, что «Адмирал Нахимов» вообще непригоден не только для международных рейсов, но и для каботажного плавания в виду берега! И тем не менее вскоре вышел в свой очередной, но ставший последним рейс.
       К тому же «Адмирал Нахимов» был не просто старым кораблем, это был корабль «штрафников» – тех, кого «снимали» за всяческие проступки с международных линий и кому не давали загранпаспортов. Проштрафившимися были все поголовно: от капитана до горничной. Кто-то «попался» на контрабанде колготок, чья-то голова полетела за «аморалку», кого-то выгнали из партии. И потому команда не любила свой корабль, сам «проштрафившийся» с рождения, – его строили в Веймарской Германии, у которой не было денег и которая на всем до последнего гвоздя экономила.
       В результате – с полтысячи трупов, многие из которых до сих пор покоятся на виду всего Новороссийска, в самом центре Цемесской бухты.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera