Сюжеты

Александр ПОНОМАРЕВ: У БИВИСА И БАТХЕДА ЕСТЬ ДРУГОЙ ДОМ

Этот материал вышел в № 63 от 03 Сентября 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

У БИВИСА И БАТХЕДА ЕСТЬ ДРУГОЙ ДОМ Телевизионщики — люди на удивление универсальные. Еще полгода назад Александр Пономарев был гендиректором частного молодежного телеканала ТВ-6, где он когда-то курировал симфонический оркестр. Теперь —...


У БИВИСА И БАТХЕДА ЕСТЬ ДРУГОЙ ДОМ
       
       Телевизионщики — люди на удивление универсальные. Еще полгода назад Александр Пономарев был гендиректором частного молодежного телеканала ТВ-6, где он когда-то курировал симфонический оркестр. Теперь — глава государственного канала «Культура», куда он собирается вскоре внедрить рекламу. Все — в рамках одной карьеры
       
       О будущем
       — Это ваш первый сезон на «Культуре». Что изменится на канале с вашим приходом?
       — У меня нет никаких конкретных творческих планов на этот сезон. Мои планы на новый сезон больше технические: чтобы канал «Культура» лучше было видно на территории России. Кроме того, в ближайшее время «Культура» и ГДРЗ (Государственный дом радиозаписи) должны объединиться в нечто целое.
       — Вы строите культурный холдинг?
       — Холдинг — слишком серьезно сказано. Все, что есть сегодня у «Культуры», взято в аренду. Но мы планируем сделать из радиодома на Малой Никитской базу для телеканала — там будут аппаратные, телестудии. Мы надеемся, что у нас скоро появится радиостанция. Я знаю, что уже есть такое государственное радио «Орфей», но, если честно, ни разу не слышал даже, потому что оно выходит на средних волнах, а у меня нет такого приемника. Надеюсь, мы получим FM-частоту в Москве.
       — Что-то вы скромничаете. Агентства, ссылаясь на вас, говорят, что вы задумали полностью реорганизовать «Культуру».
       — Первое изменение, что произойдет уже в этом сезоне: будет упорядочена сетка вещания. Мы сравнили наши программы с тем, что предлагают другие каналы, и поняли, что должны так расположить свой продукт, чтобы не ставить зрителя перед слишком трудным выбором. Например, мы определили постоянное место для художественных фильмов. «Культура» показывает хорошие фильмы. Мы можем позволить себе показывать фильмы, которые действительно что-то из себя представляют. Еще, как мне кажется, на канале есть очень интересная линейка авторских передач, научно-популярных программ, но их нужно «выложить» плотнее одна к другой, чтобы зритель не рассеивался, чтобы держал нормальный рейтинг.
       — А «нормальный рейтинг» для «Культуры» — это сколько?
       — Хорошая доля (процент от смотрящих телевизор в данный момент) для канала — это 7,8. Я-то считаю, что «Культура» достойна гораздо большей доли даже при существующем положении дел.
       Самой серьезной реорганизации подвергнутся новости. По большому счету я не считаю, что новости на «Культуре» — это нечто состоявшееся. Думаю, что изменится все. Формат, подача, стиль. Может быть, сменятся ведущие. А может быть, уже имеющиеся ведущие почувствуют себя более комфортно в новом формате.
       — Разве реорганизация — не решенное дело? Вы чего-то ждете?
       — Я думаю, что получу моральное право настаивать на каких-то изменениях после того, как канал, люди почувствуют, что я свою задачу — техническое укрепление эфира, переезд на ГРДЗ — выполню. После того как мы решим вопрос более достойной оплаты труда, бюджет вообще увеличим...
       — За счет РТР?
       — Я считаю, что было бы справедливо, если бы часть рекламных денег РТР направлялась бы в том числе и на развитие «Культуры». И не считаю крамольной мысль, что «Культура» может использовать эфир в коммерческих целях.
       — Внедрение в эфир «Культуры» рекламы — это смело.
       — И все же я не против того, чтобы на «Культуре» появилась реклама, но соответствующая духу и направлению канала. Например, некоторую рекламу некоторого пива — не потому, что это реклама пива, а потому, что она так сделана, — я бы ни за что не пропустил.
       — А тетю Асю?
       — Лично я не считаю ее самым большим врагом культуры. И гигиенические средства не считаю товаром, не достойным рекламы. Эти женские прокладки — прямо притча во языцех для тех, кто считает, что он уже давно живет в условиях цивилизации. Я, например, родом из небольшого города... и пусть эти поборники чистоты нравов поспрашивают женщин из таких вот небольших городов, скольким эта реклама указала на новые, хм, возможности, да...
       Мы начали осторожные консультации с «Видео Интернешнл», которая будет, если мы решимся на рекламу, продавать наше рекламное время. У нас нет разногласий, что к нашей рекламе нужен особый подход, что она не должна прерывать ни фильмов, ни программ, что она будет только в межпрограммном пространстве. Мы будем почти святые!
       Я не только осторожности ради говорю про рекламу — может быть. Ведь есть простая экономическая целесообразность: сначала сигнал канала должен уверенно приниматься на всей территории России, и потом только мы станем представлять потенциальный интерес для рекламодателей. Потому что если прямо сейчас назначить цену, исходя из охвата, то реклама сразу же забьет все, а денег мы получим от нее три копейки.
       — Про ваш сравнительно небольшой охват вспомнили, когда на «Культуру» перешла «Спокойной ночи, малыши!», и оказалось, что половина детей не сможет ее смотреть — сигнала нет.
       — У нас действительно несопоставимый с другими федеральными каналами охват, но не настолько несопоставимый, чтобы говорить, что вдвое меньше детей смогут смотреть «Спокойной ночи». Мы с июля запустили сигнал на спутник, и технически его можно принимать на всей территории страны. Я не стану пока говорить, как именно, но мы предпринимаем определенные шаги, чтобы не 50, не 60, и даже не 70 процентов детей могли смотреть свои «Спокойные ночи».
       — Зато, говорят, вы скоро избавитесь от Бивиса и Баттхеда?
       — Я очень рассчитываю, что они скоро исчезнут с нашей кнопки. Мы бы хотели, чтобы время, которое занимает MTV, отдали новостному каналу Euronews. Мне кажется, что это больше соответствует духу «Культуры».
       — Новости утром и днем? Другие каналы это время сериалами забивают.
       — Во всем остальном мире огромное количество домохозяек готовят суп, посматривая CNN.
       — И наши тоже хотят готовить суп, посматривая СNN?
       — Мы не проводили социологических опросов, но я почему-то думаю, что новостной канал будет и у нас востребован.
       — Но каким образом исчезнет МТV? У них лицензия еще на два года, предупреждений, чтобы досрочно лицензии лишиться, нет.
       — Я лично читал только указ президента Ельцина о создании канала «Культура», и что-то я в этом указе не видел ни слова про то, что на пятом частотном канале будет еще что-то, кроме «Культуры». Лицензия у «Телеэкспо», которое транслирует MTV, действует до 2003 года. Значит, в худшем случае нам еще год придется ждать... А в лучшем есть возможность прямо с Нового года пустить в эфир Euronews.
       Я Бивиса и Баттхеда не выгоняю. У них есть дом, и для их полноценного существования достаточно уже имеющегося у MTV дециметрового канала.
       
       О прошлом
       — Вы удивились, когда вам предложили пост гендиректора «Культуры»?
       — Не сильно удивился, а довольно-таки обрадовался. У меня были, конечно, другие предложения, но это было, пожалуй, самое солидное и интересное. Мне действительно интересно тут работать. Потом, нынешняя сфера деятельности мне не так уж незнакома. У нас и на «шестерке», если внимательно посмотреть, было много культурных проектов. Была же у нас программа «Театральный понедельник». Была театральная премия «Чайка».
       — Симфонический оркестр был...
       — Да, правда, после кризиса 1998 года ТВ-6 перестал финансировать «Русскую филармонию». Потом нам удалось договориться с правительством Москвы, и они взяли его под свою опеку. В прошедшем сезоне «Русская филармония» давала концерты в Большом зале консерватории, я был на одном, только очень коротко. Пока у нас был симфонический оркестр, мы много экспериментировали с формами его существования в эфире.
       — Вы полагаете, что этого достаточно, чтобы с молодежного канала перейти на канал культуры?
       — Не такая уж она и специфическая, работа на «Культуре» Она просто чище и красивее...
       — И вы не жалеете об уходе с ТВ-6?
       — Теперь не жалею. Честно, совсем не жалею. Я не вижу принципиальной разницы в работе на независимом и на государственном канале. Если ты хороший менеджер, то ты где угодно хороший менеджер. Это, конечно, пафосные слова, но в конечном счете работаешь-то ты для зрителя. Сейчас меня не то чтобы смущает, но время отнимает необходимость строго отвечать за расходование средств. Отвечать не перед совестью, а подтверждать совесть отчетами.
       «Шестерка» ведь ни у кого ничего не брала...
       — ...кроме золотой коллекции фильмов у Теда Тернера и денег у Березовского.
       — Нет, это с самого начала были договорные отношения. Березовский обещал финансировать канал. Получив обещание, мы начинали строить планы. И первые деньги обычно давались. А больше денег не было. Практически ни один проект не был профинансирован полностью — ни один! Но свое четвертое место в рейтинге никому никогда не отдавали. Хотя последние два года нам было не до развития. Думали, как бы сохранить то, что есть.
       — Получается, что вы ушли из кризисной компании и тем, кто пришел на ваше место, не позавидуешь.
       — Абсолютно нет. Я завидую тем, кто пришел на наши места, потому что, насколько мне известно, новый менеджмент получил финансирование. Во всяком случае, все затраты им возмещаются. Все, что там сейчас готовится, стоит таких денег, которых нам никогда даже не обещали.
       — Дело, значит, было в людях?
       — Получается, так. Березовский же никогда не скрывал, что ему неинтересно телевидение как средство общения с публикой. Ему всегда было нужно телевидение как инструмент, и у меня лично даже непонимания с ним никогда не было на этот счет. Я знал, и он знал, что я никогда не соглашусь быть инструментом и стрелять с любой стороны баррикады...
       — ... но вы тем не менее долго с Березовским работали.
       — Но мы никогда ни с кем и не воевали. А у Березовского другой настрой.
       — Хотите сказать, что вы были обречены на увольнение?
       — Я уверен, что рано или поздно несоответствие между нами стало бы настолько очевидно, что я работать бы на ТВ-6 больше не смог.
       — Вы ТВ-6 сейчас смотрите?
       — Иногда. Я думаю, что в новом сезоне мы увидим там достаточно интересное телевидение. Хотя... неоправданно высокая самооценка осталась. Они хорошие телевизионщики, они профессионалы, но, как мне кажется, их позиционирование все же не вполне адекватно. Поэтому старая команда продолжает оттуда уходить — от заведомо лучших зарплат. Последняя сотрудница, которая перешла ко мне... я ее отговаривал. Я же ей в разы меньше платить буду. А там ее — одну из немногих — уговаривали остаться. Ведь, казалось бы, немного надо, чтобы люди из старой команды, которым, кстати, были даны определенные гарантии, чувствовали себя на «шестерке» нормально. Не людьми второго класса.
       Вот у меня лично нет никаких обид. Я спросил у Киселева, нужно ли, чтобы я, как просил Березовский, какое-то время еще поработал на канале, чтобы дела передать. Киселев сказал — нет, не нужно. Я собрал портфель и ушел. Никаких обид. Я просто не видел смысла, да и желания особого не было работать под руководством Киселева. Не потому, что он плохой или хороший, я вообще его не очень хорошо знаю. Я отдавал себе отчет, что у него есть команда. И мы там не нужны.
       Я не думал, как отразился на моей карьере уход с ТВ-6. Я вообще такими категориями давно не оперирую. В конце концов, все упирается в необходимость обеспечивать семью...
       — Ну уж тут, кажется, проблем у вас нет — вы когда-то даже в список ста наиболее богатых людей России входили.
       — Я до сих пор этому удивляюсь (смеется)! Правда, это был список не только богатых, а богатых и влиятельных, так что я решил, что меня записали по графе влиятельных. Я достаточно обеспеченный человек, но точно не из первой сотни. Я себя обеспечил, когда в 1996 году продал принадлежавшие мне акции ТВ-6. «Уловил» конъюнктуру.
       — А про влиятельность... Вы теперь глава госканала. На планерки в Кремль не ходите?
       — Нет. Не зовут (смеется). Я был на нескольких совещаниях, когда был гендиректором «шестерки». И они были чрезвычайно любопытны... в психологическом плане. Главное — не кто туда ходит, а кто каких результатов потом добивается.
       — Вы своими довольны?
       — Пока нет (смеется). Ну, бездна совершенства впереди!
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera