Сюжеты

«РАДИО ШАНСОН» КАК ОНО ЕСТЬ

Этот материал вышел в № 65 от 10 Сентября 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В тот день на неe натыкались случайно, как правило, включив «автопоиск» в автомобильной пробке. И в тот день уже точно не переключались никуда. Одни от радости ушам своим не верили, что дождались, другие вслушивались с недоумением и всё...


       
       В тот день на неe натыкались случайно, как правило, включив «автопоиск» в автомобильной пробке. И в тот день уже точно не переключались никуда. Одни от радости ушам своим не верили, что дождались, другие вслушивались с недоумением и всё возрастающим интересом, третьи – с раздражением и брезгливостью…Это было 15 августа 2000 года. Радиостанция «Шансон» впервые вышла в эфир.
       Появившись в перегруженном московском эфире да ещe не на FM, а на УКВ, без всякой предварительной рекламной кампании, с музыкальным материалом, которого не было ни на одной радиостанции никогда, «Радио Шансон» не только не умерло от недоедания и детских болезней, но и имело дерзость, несмотря ни на что, прекрасно развиваться все это время, попутно совершив несколько революций в радиобизнесе…
       У честного человека язык не повернется сказать, что «Радио Шансон» появилось из ниоткуда, на пустом месте. Скорее, удивительно то, что никто недодумался до этого раньше. Ведь все эти песни в огромном количестве существовали на аудиокассетах и дисках. И в таком же огромном количестве продавались и продаются. Умом Россию действительно не понять, если учесть то, что радиостанция, поднявшая огромный песенный пласт, собравший в себе различные музыкальные культуры, причем все это русскоязычное и безо всяких натяжек народное, появилась в эфире спустя 11 лет после возникновения в России первой коммерческой радиостанции. Так же странно, наверное, выглядело бы появление, скажем, во Франции в первую очередь радиостанции, крутящей народные монгольские песни, и только спустя годы – французские. Но главное – все же появилась!
       Что же есть музыка, называемая шансоном? Само слово в переводе с французского значит «песня». Ни больше, ни меньше. И песни, звучащие на «Радио Шансон», — это именно песни, а не так называемые «музыкальные композиции». Это песни со смыслом, как правило, они исполняются самим автором, в них обязательно присутствует жизненная история, и потому им так хочется сопереживать. Если в двух словах – песни эти искренние и честные. От чьего бы лица они ни исполнялись, к какому бы жанру ни тяготели, какую бы ситуацию ни описывали – они правдивы. А правда не всегда расхаживает в бальном платье – чаще на ней менее романтическое одеяние. Кстати, доля романтики в этих песнях тоже немаленькая. Это определение в известной мере употребимо ко всему песенному материалу «Радио Шансон» – и к бардовским песням, и к городскому романсу, и к песням, относящимся к пласту каторжанской, «блатной» культуры. Хотя, если сравнить нынешнее наполнение эфира «Шансона» с тем, которое было год назад, то несложно заметить, как оно изменилось. Не стало песен с ненормативной лексикой, нет-нет да проскакивавших раньше, очень выросло качество фонограмм. Да и сами исполнители, ориентируясь на высокие требования радиостанции, стали намного серьезнее относиться к качеству своих текстов и аранжировок. Что ж, это вполне закономерно: молодой растущий организм, «Радио Шансон» избавилось от своих детских болезней. А кто ими не болел в детстве?
       Впрочем, обо всем по порядку.
       Проект был задуман Владимиром Масловым, Игорем Ярковым, Игорем Елизаровым и Александром Фруминым.
       
       Владимир МАСЛОВ, член правления «Радио Шансон»:
       «…Одно время существовал миф, что «Радио Шансон» – один из проектов «Русского радио». «Радио Шансон» – изначально абсолютно самостоятельный проект — не имеет никакого отношения к «Русскому радио». «Радио Шансон» не имеет никакого отношения к радиостанции «Радио Петроград — Русский Шансон», вещающей в Санкт-Петербурге. Музыкальная составляющая питерской радиостанции более жесткая, более приближенная к «блатной» тематике. Мы же добивались – и добились – ориентации на лучшие музыкальные образцы, относящиеся к жанру шансона. А это и авторская песня, традиционный и современный городской романс, рок-музыка, русский джаз, народные песни, песни из кинофильмов. И среди этого избранного мы проводим тщательный отбор. Главным критерием всегда будет качество. Хоть «Радио Шансон» – это коммерческий проект, но никакой ротации за деньги на «Радио Шансон» не было и нет. Мы стремимся к тому, чтобы у нас в эфире звучал хороший, качественный материал, – честный, правдивый и добрый. А такой материал не предполагает каких-либо финансовых отношений с исполнителем…»
       
       Игорь ЯРКОВ, член правления «Радио Шансон»:
       «…Мы формируем свой материал именно из соображений качества, и если новая программа не успевает расти вместе со станцией, то мы ее снимаем. И идем на это из уважения к слушателю.
       Наша радиостанция вещает в более чем 50 городах на территории России и за ее границами, зона вещания постоянно расширяется – значительно быстрее, чем мы думали! Уже привычными стали постоянные звонки из регионов – люди хотят работать с нами, транслировать «Радио Шансон» в своих городах. Причем никакой специальной работы в этом направлении не ведется. Есть планы расширять сеть вещания до уровня международной. В частности, вещать за рубежом для соотечественников. В сети интернет мы уже вещаем.
       Вообще, планов у нас громадье! Во-первых, международный фестиваль «Звезды шансона». Будет проводиться большой, на очень серьезном уровне конкурс исполнителей этого жанра, причем распределение призов и мест никак не будет зависеть от руководства радиостанции – все будут решать жюри и зритель. Также будет приглашена иностранная аудиторская компания для проверки решений жюри. Идет формирование серьезного концертного отдела, поскольку музыкальный формат располагает к проведению концертов. Есть планы продюсирования перспективных молодых артистов, если они будут появляться, причем продюсирования в полном объеме – с концертной деятельностью…»
       «Радио Шансон» стало сенсацией года. Каждый день программному директору Вадиму Наливайко приносят компакт-диски со своими песнями, добрые слова говорят при встрече Ксении Стриж, не смолкают телефонные звонки в студии во время прямых эфиров. Причем возраст, материальное и социальное положение слушателей настолько разные, что с уверенностью можно сказать, что «Радио Шансон» слушают все!
       Многие слушатели, особенно те, что постарше, вообще до этого не слушали радио! Взрослого человека, с богатым жизненным опытом, трудно провести на мякине. И если такой человек стал слушать радио – значит, там появилось что-то настоящее и неподдельное! И это на самом деле так – ведь во главу угла поставлены интересы слушателя. А это в первую очередь уважение к нему. Например, выражающееся в том, что эфир «Радио Шансон» не перегружен рекламой, каких бы выгод ни сулило увеличение количества рекламных блоков.
       
       Сергей КУНКИН, генеральный продюсер:
       «…Рекламу на УКВ не размещал никто. Это не было принято по ряду причин: маленькая аудитория, это неэффективно, неинтересно и т.д. И тут появился «Шансон», который первые полгода своего существования вещал на УКВ, и на нем была реклама – ее было много, она была интересна, и все рекламные кампании, которые мы провели, были успешны! Более того, сама радиостанция перед своим первым выходом в эфир никак себя не рекламировала! И это в УКВ-диапазоне. И с первых же дней завоевала огромную популярность! С точки зрения рейтингов и продажи рекламного времени я могу назвать «Шансон» одной из самых передовых радиостанций. Простой пример: летом у всех радиостанций специальные цены, большие скидки на рекламу, поскольку считается, что летом спад рекламного рынка. У нас же совершенно другая история: цены летом растут ( они увеличиваются специально ), а количество рекламодателей растет в геометрической прогрессии. Среди них страховые компании, компании сотовой связи, организации, торгующие дорогими автомобилями, и множество других. Однажды пришлось срочно снимать с эфира рекламную кампанию одного кирпичного завода, потому что они продали весь наличный запас кирпича и еще на полгода вперед! Понятный эффект, если радиостанцию ежедневно слушают около 700 000 человек. При всем при этом в час идет всего лишь 4 рекламных блока, которые вмещают в себя только 2 минуты рекламного времени. И блоки эти увеличиваться не будут – скорее вырастет цена.
       В задачи генерального продюсера входят не только взаимоотношения с рекламодателями. Важнейший аспект – это изыскивание средств на развитие радиостанции, на создание новых программ. Сюда же входит и организация «околостанционной» жизни: различные промоушн-акции, концерты, благотворительные аукционы – все то, что формирует имидж, лицо станции. В частности, грядущий грандиозный концерт на день рождения «Радио Шансон».
       Смешные случаи бывают. Каждый раз, когда я приезжаю на переговоры куда-то первый раз и секретарь докладывает шефу о моем приходе, происходит примерно следующее: из кабинета выходит человек и начинает искать глазами, глядя сквозь меня. Я стою. На мне хороший костюм, галстук, я, естественно, выбрит. Когда взгляд останавливается на мне, возникает пауза и вопрос: «Радио Шансон»?.. Это вы?.. Вы один?» Тогда я, в свою очередь, выдерживаю паузу и говорю, что это я, просто ватник свой я оставил в машине, а ушанку сдал в химчистку…»
       Прошедший год все расставил по своим местам. Безусловно, огромная заслуга «Радио Шансон» в том, что благодаря талантливому менеджменту, умелой и грамотной подборке песенного материала, тонко чувствующим ведущим с прекрасным русским языком, – всей команде — удалось сломать стереотип, закостеневший в обывательском сознании, что песни, относящиеся к жанру шансона, не более чем хулиганствующая пошлость, песни преступных элементов, таксистов, недострелянных новых русских и вообще дурной тон. Хотя и тогда людей можно было разделить на две категории: на тех, кто любит «Радио Шансон», и тех, кто делает вид, что не любит. Оказалось, что шансон – это в первую очередь огромное количество красивых, сердечных песен на родном языке. И бардовская песня, и фолк, и городской романс – это все народное искусство. Что же касается пласта каторжанской, тюремной песни, то у любого народа есть и собирательный образ удачливого (или наоборот) жулика, и песни от лица узника. Конечно, с этим можно не согласиться! Но тогда и великие народные песни: «По диким степям Забайкалья…» и «Славное море, священный Байкал…» относятся к «приблатнённой» культуре, а стихи великого поэта «Сижу за решеткой, в темнице сырой…» не более чем один из изысков тюремной лирики. А ведь прошел всего год, а это крайне небольшой срок для таких глобальных изменений, которые произошли в сознании людей. За ворохами музыкальных поделок, почему-то называемых у нас в стране эстрадой, люди увидели настоящее, корнями уходящее глубоко в сердце каждого… Как говорят итальянцы: «Время – честный парень».
       Теперь собирательный портрет исполнителя: это человек, безусловно, повидавший жизнь во всяких ее проявлениях, – оттого и в песнях тоска и радость неподдельны, а ситуации вполне реальны и жизненны. Эти певцы не разъезжают в сверкающих лимузинах и не усыпают свои костюмы блестками, не устраивают эпатирующих акций и скандалов. И поют они не для того, чтобы прокормиться, а потому, что не петь не могут.
       
       Вадим НАЛИВАЙКО, программный директор:
       «…Мы изначально хотели охватить не какую-то конкретную аудиторию, а конкретный музыкальный материал. В нашей фонотеке примерно 4000 песен. Поэтому нас слушают пионеры и пенсионеры, очень богатые и среднего достатка люди, высшее политическое руководство и последний дворник. По музыкальному наполнению ключевых направлений у «Радио Шансон» несколько, жанры очень разные и подходят любой аудитории. Кстати, песни так называемой каторжанской культуры представлены у нас в очень малом количестве.
       Когда мы начинали делать это радио, весь песенный пласт, относящийся к категории шансона, был для нас незнакомым, и поэтому было очень интересно работать!
       У нас на радио нет того, что принято называть «диджеем». У нас ведущие. Это люди среднего возраста, поскольку аудитория радиостанции именно этого возраста, уже имеет свой собственный взгляд на жизнь, какой-то житейский опыт, и поэтому, если в эфире с ними будет чирикать девушка-пионерка (при всем моем глубоком уважении к любой девочке-пионерке, сидящей на радио ), это будет настолько неискренне… С нашим материалом все-таки лучше работать человеку, который представляет, о чем говорить со слушателем. При отборе ведущих главные критерии таковы: это четкий, внятный, грамотный и доступный русский язык и уважение к слушателю. И сейчас у нас вполне сложившаяся команда.
       Что касается формата… Я пытаюсь адаптировать музыкальный формат AOR. Этот формат ориентирован не на отдельные хиты, а на альбомы. То есть количество исполнителей может быть не столь велико, но они по максимуму показывают свой материал…»
       Слагаемых успеха всегда больше, чем кажется. Но главное – это люди, которые и создают это произведение радиоискусства. Это личности музыкальных ведущих и ведущих авторских программ – их искренность, глубокое понимание человеческих душ и их стиль работы – спокойный и уверенный, формирующий интересный диалог со слушателем, какой бы темы ни касался разговор.
       
       Ксения СТРИЖ, музыкальный ведущий:
       «…Я знала, куда иду. Мне был достаточно знаком этот жанр, хотя, конечно, не весь, поскольку пласт очень большой…И я была уверена, что это стопроцентный успех, это то, что мне нужно, это единственный формат, с которым я еще не работала, и это полностью соответствует моему настроению. И кстати, я не думаю, что у народа появление «Радио Шансон» вызвало такой уж шок, поскольку это как раз та ячейка, которая была в нашей стране, как ни странно, не «забита». Так что все очень во-
       время получилось, все немножко подустали от перенасыщенного музыкального рынка. А «Радио Шансон» может слушать любой человек».
       
       Артур ВАФИН, артджей:
       «…Я был первым человеком, который вышел в эфир на «Радио Шансон». Это было 15 августа 2000 года. Я не знал вообще, как надо вести… Ведь подобной станции не было до этого дня – с подобным форматом, с подобным подходом к такой музыке… Меня на «Шансон» позвал Вадим Наливайко, наш программный директор. До этого я работал в Магнитогорске, и процесс переезда в Москву для работы на «Шансоне» был совершенно осознанным! Я понял, что есть огромный пласт музыки, который я не знал, и работа с этой музыкой за год дала мне гораздо больше, чем тот материал, с которым я работал до этого семь лет!»
       Это профессионализм и тщательность во всем: например, к «джинглам» – своеобразной одежде – везде относятся как к незаконнорожденному дитю: есть, и ладно. На «Шансоне» же эти джинглы практически неотличимы от песен – несколько раз в программу «По заявкам» звонили люди и просили передать тот или иной джингл или рекламную песенку.
       Если добавить сюда сухие цифры, то картина получится следующая: по проведенным социологическим исследованиям рейтинг «Радио Шансон» – 8%. А это огромное количество людей. Кроме ожидаемых социальных групп, его слушает 33 000 женщин, 15 000 руководителей производства, 38 000 людей с высшим образованием, 18 000 любителей классической музыки и оперы. И каждая из этих категорий находит в программах радиостанции что-то интересное и созвучное себе.
       Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев пел в прямом эфире «Радио Шансон», в программе Ольги Павловой «Кафе Шансон» песни, любимые им с давних пор, – «Надя, Наденька» и «Охотный Ряд», а на вопрос ведущей, что же такое шансон, ответил: «Шансон — это песни, положенные на музыку времени. Мы все воспитывались на этих песнях, и не надо кривить душой и говорить, что мы их не знаем. Все мы их знаем – это все наше, плохое, хорошее – наше, свое, родное…»
       Экс-президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев оказал честь радиостанции и своим участием, и предоставив для съемок телерадиоверсии передачи «В нашу гавань заходили корабли» помещение своего фонда. Кстати, о самой передаче. Когда возникла идея создания совместного проекта с телепередачей, то оказалось, что в эти же самые дни ведущие «Нашей гавани…» Эдуард Успенский и Элеонора Филина также пытались связаться с «Радио Шансон», чтобы сделать точно такое же предложение!
       Никак не позиционируя себя, «Радио Шансон» стало именно народным и любимым, ведь один из девизов радиостанции: «Радио для души». На протяжении нескольких последних лет людьми искусства, политиками и иными организациями, так или иначе формирующими общественное сознание, неоднократно предпринимались попытки создания национальной идеи и народного героя. Не занимаясь этим специально, «Радио Шансон» тем не менее частично создало этого героя. Не создало искусственно, а позволило людям увидеть, разглядеть его среди современников, а главное – ощутить в себе. И это же накладывает на замечательную радиостанцию «Радио Шансон» огромную ответственность. За всех, кто его слушает, за всех, кому оно помогает. Помогает принять в себя добрую энергию, которую несут песни, стать добрее и чище, а от этого – сильнее. По-новому взглянуть на себя и окружающий мир и увидеть в нем красоту, любовь и дружбу. Увидеть жизнь со всем, что она несет с собой. С радостями и с горем, со встречами и расставаниями, с праздниками и потерями – такую, какова она есть. Настоящую.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera